Производство медтехники переедет в Россию

0
836
Минпромторг подготовил проект постановления правительства, устанавливающий единые правила для иностранных инвесторов, желающих производить медицинскую технику в России. Локализовать такое производство дома — значит, серьезно снизить расходы на дорогостоящую аппаратуру, без которой невозможно ставить диагноз и лечить на современном уровне.

Это — только одна из задач по развитию высокотехнологичной медицины, которые обсуждались на совещании с участием премьера Дмитрия Медведева 17 октября в Калининграде.
Переходить к современным способам лечения необходимо. Например, в развитых странах ишемическую болезнь сердца уже много лет лечат главным образом хирургическим путем. В Германии за год проводится около 80 тыс. операций на сердце, в подавляющем большинстве — это операции по исправлению пороков сердца и аорто-коронарное шунтирование. Баллонная ангиопластика и стентирование (говоря примитивным языком — «расширение» больных, суженных коронарных сосудов при ишемии) — это уже рядовая операция, выполняемая примерно каждому третьему пациенту с таким диагнозом. Именно оперативное лечение защищает пациентов от сосудистых катастроф, продлевает им жизнь, сохраняет трудоспособность. В России же пока преобладает медикаментозная терапия, а стентирование делается лишь одному пациенту из 100 потенциально нуждающихся. И показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний у нас в семь раз превышают европейский уровень.

Структура оказания высокотехнологичной помощи
Структура оказания высокотехнологичной помощи

Тем не менее за последние годы картина серьезно меняется к лучшему. Сердечно-сосудистая хирургия — далеко не единственное направление высокотехнологичной медицины (см. рис.). Как сообщила в Калининграде министр здравоохранения Вероника Скворцова, с 2008 года построены и начали принимать пациентов 11 федеральных клиник, из них 4 — в 2012 году (центры сердечно-сосудистой хирургии в Перми и Калининграде; центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Смоленске; центр нейрохирургии в Новосибирске). До конца года должно завершиться строительство еще одного центра травматологии и ортопедии — в Барнауле.

«Федеральные медцентры расположены в разных федеральных округах, что обеспечивает транспортную доступность высокотехнологичной помощи, — уточнила Скворцова. — Наиболее богатыми связями оброс центр в Чебоксарах: он принимал пациентов из 38 регионов». По данным минздрава, с 2008 года до 1 октября 2012 года выполнено более 72,5 тыс. высокотехнологичных операций, из них за 2011 год — 25 324.

Понятно, что проведение операции — это только один этап лечения. Чтобы оно было по-настоящему эффективным, пациентов нельзя «бросать» после выписки из стационара. Освободив «дорогую» койку в высокотехнологичном центре, пациент должен получить реабилитационную помощь: сначала, возможно, в условиях профильной больницы, затем в санатории. Разработать такую поэтапную схему лечения предложил директор Федерального центра сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге Евгений Шляхто. А его коллега, директор научного центра «Здоровье детей», вице-президент РАМН Александр Баранов считает необходимым развивать в федеральных центрах многопрофильную помощь.
Для этого нужны грамотные кадры. Когда программа начиналась, скептики утверждали, что высокопрофессиональные хирурги не поедут из столичных клиник в «глубинку». В свое время обсуждалась даже возможность организации их работы «вахтовым методом». В итоге предпочли создать привлекательные условия работы. Скворцова сообщила, что средняя зарплата врача в федеральных клиниках достигает 85-90 тысяч рублей, медсестер — 30-34 тысяч. Хороших врачей «заманивают», предоставляя им жилье. По словам министра, эта мера работает хорошо и ее надо использовать и дальше.
Еще один острый вопрос — оснащение медцентров. Сейчас практически вся медтехника импортная, и расходные материалы тоже закупаются за рубежом. В результате операции обходятся бюджету в десятки и сотни тысяч рублей. Один из способов уменьшить расходы (и тем самым дать возможность получить лечение большему числу пациентов) — наладить выпуск нужного оборудования на территории России.
Как сообщил замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь, решить проблему можно, если локализовать производство медтехники ведущими иностранными компаниями. Такой подход, как, впрочем, и развитие собственных мощностей там, где это возможно, предусмотрен госпрограммой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ до 2020 года». По словам замминистра, в этом году было начато порядка 30 проектов по разработке различной медтехники на общую сумму более 700 миллионов рублей. В качестве примера он привел производство стентов, применяемых в малоинвазивной сердечно-сосудистой хирургии.
В то же время в России практически отсутствуют такие виды помощи, как имплантация клапанов сердца с системой доставки, установка искусственных левых желудочков сердца, имплантация стимуляторов диафрагмы детям. В незначительном количестве производится постановка дефибрилляторов (в 2011 году проведено 966 операций). Также не преодолен значительный разброс в обеспеченности ВМП по федеральным округам.
Источник: Российская газета