На вопросы о концепции Pharma 3.0 отвечает Хазанов Вениамин Абрамович, профессор, доктор медицинских наук, фармаколог и биохимик – руководитель группы компаний «ИФАР» по разработке лекарственных препаратов в особой экономической зоне технико-внедренческого типа города Томска и инновационного центра «Сколково». Принимает участие в проекте «Томские лекции» в рамках сопровождения проекта создания в Томске Федерального центра образования, исследований и разработок «ИНО Томск 2020».
В чём цели фармакологии, фармтехнологий, какие задачи они сегодня решают?
– Фармакология – это наука, которая исследует взаимодействие веществ с живыми организмами с целью влияния на какие-либо свойства организма. В фокусе фармтехнологий – создание новых лекарственных средств. Эта деятельность сегодня объединяет специалистов разных областей науки и технологий.
Более широкое понятие, объединяющее в себе фармакологию и фармтехнологии, – это медицинское обеспечение здоровья, к целям которого относится и создание лекарства, а также его правильное распределение, хранение и применение. Если говорить о фармакологии, то к числу её целей сегодня относят продление жизни человека. Но в такой формулировке эта цель является мифом. А вот повышение качества жизни – достойная цель. Продолжительность жизни, обусловленная генетически, – это одно, а продолжительность жизни человека в активном состоянии – это другое. В XVIII веке человек в возрасте 45 лет считался стариком, а сегодня в 40 лет люди ещё в университетах учатся. Диапазон активной жизни значительно расширился.
Чтобы и дальше расширять диапазон активной жизни человека, необходимы другие подходы в медицине. Современная фармакология, фармтехнологии хорошо научились снимать основные симптомы, состояния, обеспечивать операции и т.д. Но сегодня необходимо сменить акцент – перейти от работы с заболеваниями, их последствиями к работе со здоровьем. Здесь можно применить метафору из автомобильной отрасли – мы покупаем только тот автомобиль, для которого предоставляется хороший сервис в регионе. Поэтому нам нужен новый «сервис», но не для болезней, а для здоровья, ведь больница – это инфраструктура для «капитального ремонта» организма после поломки. Это понимание недавно оформилось в США в концепцию Pharma 3.0, которая предлагает по-другому взглянуть на фармакологию, фармтехнологии и их назначение. Это смена парадигмы, новый взгляд на процессы химического воздействия на организм человека в целях продления и повышения качества его жизни.
Что предшествовало концепции Pharma 3.0?
– Pharma 1.0 – это медицина Гиппократа, Pharma 2.0 оформилась для обеспечения процессов индустриального развития общества и скорейшего возвращения человека в производство после болезни. Что касается Pharma 3.0 – это принципиально другой подход, направленный на предотвращение заболеваний и работу именно с поддержанием состояния здоровья. Поэтому нам нужна сегодня инфраструктура для удержания здоровья, а не для устранения «поломок».
Чтобы в мире появилась концепция Pharma 3.0, мы должны были пройти этапы развития общества, экономики, науки, науки о живом, в частности представлений об устройстве мира и места человека в нём.
То есть мир переходит от рынка болезней к рынку здоровья?
– Да, и долгосрочная тенденция заключается в росте сегмента производства и продажи медикаментов, предназначенных для поддержания человека в здоровом состоянии, а не лечения уже сформировавшихся патологий. Это ставит новые задачи для науки и цепочки «фундаментальная наука – новое лекарство».
Как сегодня выглядит вся цепочка – от научного открытия до конкретного лекарства?
– Если посмотреть на Нобелевские премии в области физики и химии и в области физиологии и медицины, то мы увидим определённую зависимость. Премиям по физиологии и медицине, связанным с созданием лекарства, предшествовала премия по физике или химии, связанная с фундаментальным открытием устройства живого или определённых физико-химических или физических процессов. Именно такая связь давала возможность сделать новый шаг в понимании устройства живого, обеспечить прорывы в биохимии, биофизике, биологии и создать новые фармацевтические разработки.
Моя карьера состоит из работы практическим врачом на протяжении 15 лет, занятий фундаментальной и прикладной наукой, руководства лабораторией молекулярной фармакологии в академическом институте. Я решал задачи, которые заключались в стратегическом осмыслении процессов, происходящих в организме, и поиске новых решений. Так мне удалось по-другому посмотреть на процессы выработки энергии в организме человека и сформировать новое направление науки – «Биоэнергетическая фармакология». Это наука о том, как можно, влияя на процесс выработки и использования энергии в организме, влиять на здоровье, функционирование отдельных систем и организма в целом. Мы пришли к пониманию, что в результате воздействия на организм любых неблагоприятных факторов развивается замедление процесса выработки энергии. Это приводит к замедлению процессов обеспечения жизненно важных функций, а с чем-то они вообще начинают не справляться; возникают заболевания. Нам удалось создать новые лекарственные средства, предупреждающие или восстанавливающие нарушение выработки энергии в клетке, а значит помогающие справляться с различными патологическими состояниями. Таким образом, нам удалось пройти всю цепочку – фундаментальная наука, НИОКР, производство.
Когда мы перейдём к Pharma 3.0?
– Утвердительно сказать о том, что мир полностью перешёл на концепцию Pharma 3.0, можно будет только тогда, когда рынок здоровья будет доминировать над рынком болезней, например, в соотношении 90% и 10% максимум.
Какие страны будут лидерами в этом переходе?
– Лидерами в этом переходе будут те страны, в которых новая концепция будет востребована обществом, где этот переход будет поддержан созданием новых средств диагностики, новых технологий обеспечения здоровья. И если говорить об этой стороне вопроса, то постепенно мы должны прийти к тому, что за счёт новых устройств и сервисов появится инструментальная возможность самодиагностики у себя дома. Не нужно будет идти в специализированное заведение. Средства самодиагностики станут доступными и дешёвыми, как сейчас, например, глюкометр, и они будут подключены к глобальной коммуникационной сети для передачи информации и получения решения. Уже сегодня вычислительные возможности индивидуальных средств обработки информации достаточны для решения серьёзных задач оценки состояния организма человека, а облачные технологии обеспечивают прорыв в медицину будущего. Но всё это не более чем высокотехнологичная Pharma 2.0. Нужна смена парадигмы. Всё внимание должно быть направлено на выявления изменений состояния систем жизнеобеспечения, предшествующих поломке. Это другой уровень диагностики, мы не привыкли или не умеем обращать внимание на «такие мелочи». К этому добавятся новые подходы в персонализации рекомендаций по применению медицинских препаратов, а скорее всего и сами препараты будут индивидуализированы. Будущие процедуры поддержания себя в состоянии здоровья будут основаны не только на революции в фармакологии, медицине, но и в информационных технологиях, наноэлектронике и т.д.
Источник: strf.ru