Белорусские фармсубстанции могут конкурировать с зарубежными

1

Соперничать с китайскими и индийскими предприятиями, выпускающими фармацевтические субстанции, или, говоря языком профессионалов, «исходники», — дело вроде бы безысходное. Ведь благодаря колоссальным объемам производства и другим преимуществам азиатские производители имеют возможность получать более дешевую продукцию. Но, считают специалисты, шанс все же есть. За счет использования собственных оригинальных технологий, обеспечивающих более высокое качество, отечественная наука уже создает конкурентоспособные лекарства, произведенные из белорусских фармсубстанций.

Сергей Усанов
Сергей Усанов

Речь идет не о массовых препаратах, где низкая цена субстанции имеет решающее значение, а о лекарствах редких и дорогих, преимущественно онкологического и кардиологического профиля. Особенность этих препаратов в том, что они предназначены главным образом для клиник, где пациенты лечатся бесплатно, хотя стоимость курса лечения импортными средствами некоторых онкологических заболеваний составляет 10 и более тысяч долларов. Использование отечественных даже очень дорогих субстанций позволит получить из них препараты гораздо более дешевые, чем зарубежные аналоги.

— Одно из наших приоритетных направлений — это работа с компонентами нуклеиновых кислот, на основе которых создаются новые конкурентоспособные фармсубстанции, — говорит директор Института биоорганической химии НАН Беларуси член-корреспондент Сергей Усанов. — В отделе химии лекарственных веществ, возглавляемом доктором химических наук Еленой Калиниченко, разработаны современные методические подходы к получению этих очень непростых соединений. Чтобы внести нужные изменения в их структуру, потребовалось создать оригинальные химико-ферментативные схемы синтеза и с высокой точностью провести огромное количество многостадийных химических и биохимических реакций. Эти работы выполняются в тесной кооперации с Институтом микробиологии НАН Беларуси. Такие наукоемкие технологии требуют высокой квалификации, и в мире имеется несколько фирм, обладающих аналогичными технологиями. Препараты, созданные на основе таких высокотехнологичных субстанций, строго избирательно действуют на больные клетки организма и не затрагивают здоровые. Именно такими качествами обладают препараты флударабел, лейкладин и некоторые другие, которые благодаря относительно низкой цене и высокой эффективности вытеснили с нашего рынка зарубежные аналоги. На очереди у нас выпуск отечественных фармсубстанций и таких терапевтических средств, как клофарабин, иматиниб, карбоплатин, декрехол, летрозол, антацидный препарат, и других. Все они соответствуют уровню лучших зарубежных аналогов, а некоторые не имеют себе равных.

Как считают ученые, в условиях Беларуси разработчики и производители субстанций могут с выгодой проводить коммерциализацию своих проектов только тогда, когда сами же организуют выпуск фармсубстанций и на их основе лекарственных препаратов. Конечно, это большая дополнительная нагрузка, но иначе уже нельзя. Тем более что возможности для организации собственного производства сегодня есть. ГНПО «Химический синтез и биотехнологии» сегодня включает в себя не только Институт биоорганической химии, но и Научно-производственный центр «ХимФармСинтез», предприятие «Академфарм» и Хозрасчетное опытное производство.

Теперь, когда весь цикл создания разработанных лекарственных препаратов ученые держат в своих руках, они уже всерьез рассматривают предложения из-за рубежа об экспорте производимых субстанций. Первыми к нам «постучались» россияне — компания «Фармсинтез», и белорусы, скорее всего, пойдут на сотрудничество.

— Тем не менее, — говорит Сергей Усанов, — мы не собираемся подменять фарминдустрию страны, так как у нас несопоставимы производственные возможности. Основная наша задача состоит в разработке новых методов, новых готовых лекарственных форм, новых технологий и выпуске высокотехнологичных наукоемких препаратов, потребность в которых невелика, как, например, для нужд онкологии. Для всего этого у нас есть и мощная наука, и самое современное оборудование, обеспечивающее требуемую технологическую гибкость и качество. А фарминдустрия должна тиражировать. Нашим гигантам даже бывает невыгодно заниматься теми малыми объемами, которые мы берем на себя, так как их оборудование на это не рассчитано.

На перспективу у отечественной науки есть прекрасный «загашник» — государственная программа «Импортозамещающая фармпродукция», которая постоянно расширяется и вбирает в себя все новые фундаментальные и прикладные темы, направления, проекты. Всего программой предусмотрено разработать и наладить промышленный выпуск около 40 фармсубстанций, более 100 лекарственных средств. В их числе отечественные онкологические препараты, лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, рассеянного склероза, туберкулеза, вирусных инфекций, а также противовоспалительные, иммунокорректирующие средства и другие препараты, десятки наборов и реагентов для клинико-лабораторной диагностики болезней. Будут разработаны десятки новых производственных технологий, технологических регламентов, нормативных документов, которые позволят гармонизировать отраслевую нормативную базу с требованиями Евросоюза.

Источник: respublika.info


1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Забавно,что постучались именно те, кто на базе своего, бесспорно технологически продвинутого, предприятия в Кузьмолово более 8 лет безуспешно пытался реализовать подобный проект. Потом «поднадулись» и сами себе продались, перезавернулись и еще 2 раза продались. Ни уникальные идеи, ни даже современные технологии биохимического синтеза не способны сами по себе обеспечить рынок сбыта ни дорогостоящих АФИ, ни ГЛС на их основе с позиции постсоветского пространства. Эти рынки контролируют акулы, чьи обороты и компетенции на порядки отличаются от научно-технических нишеров. За то эту идею можно годами продавать через корпоративные бумаги «квалифицированным инвесторам». Едят же они идею «орфанной регистрации» препарата для очень «редкого заболевания» — рак молочной железы.

WordPress Ads
Exit mobile version