Российской фармацевтике еще далеко до мирового уровня

0
4580
Фармпроизводство
Фармпроизводство

Правительство может ограничить госзакупки импортных лекарств, чтобы стимулировать отечественное производство, сообщили «Ведомости». Поставщиков зарубежных препаратов не допустят к участию в торгах по госзакупкам, если в России уже существует два и более аналога таких же препаратов. Правда, ограничение не коснется редких, орфанных лекарств. У этой инициативы есть оборотная сторона — качество некоторых российских препаратов.

Что не так с российскими лекарствами

Если государство будет закупать преимущественно российские препараты, большинство больных (кто находится на государственном лечении) будут вынуждены перейти на них. Но у российских лекарств есть одна очевидная проблема — их качество.

«Большинство российских аналогов несравнимо с иностранными препаратами, — говорит завотделом клинической иммунологии и аллергологии Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии Анна Щербина. — Кроме того, у врача всегда должен быть выбор, потому что препарат выписывают в зависимости от особенностей пациента, иногда больному одна фирма подходит лучше, чем другая, несмотря на то, что обе фирмы производят качественное лекарство».

Зарубежные препараты чаще всего на порядок качественнее наших, а состав российского аналога вообще может отличаться от оригинала: «Когда появляется какой-то новый препарат, он патентуется, и его химический состав не может быть скопирован, как правило, в течение 10 лет. Поэтому если появляется препарат с аналогичным действием, он, скорее всего, с несколько другим составом».

Российская фармацевтика сейчас находится на таком уровне, что вводить подобного рода запреты неуместно. «Нет ничего плохого в том, чтобы государство поддерживало свое собственное производство. Но для нашей страны до сих пор открыт вопрос качества препаратов. Не введены в практику работы стандарты GMP (Good Manufacturing Practice), мы часто грешим субстанцией, закупаемся у непроверенных поставщиков, неправильно храним и транспортируем препараты», — говорит PublicPost Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики.

Что бывает от некачественных аналогов

В ноябре корреспондент PublicPost Екатерина Савина опубликовала серию интервью с раковыми больными, они рассказывали ей, какой силы побочные эффекты бывают от российских препаратов, которыми снабжает их государство:

— Монолог онкобольной: «Болят все клетки, это нормально?»

— «Я не знаю, сколько проживу»

Председатель «Движения против рака» Николай Дронов рассказывал, как больному с раком молочной железы выдают в аптеке не израильский «Анастрозол» марки Teva, а российский «Анастрозол-ТЛ», который вызывает сильные побочные явления: «Разница в цене на эти таблетки порядка 2 тысяч рублей, они вообще не очень дорогие — от 4 до 6 тысяч рублей. Конкретную торговую марку онколог выписывать не имеет права».

Не гоняться за дешевизной

Порядка 90% противоопухолевых аппаратов, которые используются для лечения раковых больных, — это лекарства иностранного производства. Для многих из них аналогов пока нет, но в скором времени они появятся. «Сейчас отечественные компании активно занимаются разработкой так называемых биосимуляров. Это такие аналоги биологических препаратов (а для лечения онкологии и ВИЧ в основном используются именно они), которые копируют основную технологию. Эффект биосимуляра может быть слабее или сильнее, долгосрочным или краткосрочным по сравнению с оригиналом. Абсолютную копию создать крайне сложно, оригинальный препарат и биосимуляр нельзя назвать взаимозаменяемыми», — говорит Давид Мелик-Гусейнов.

По его мнению, для того чтобы запустить развитие фармацевтической отрасли в России, нужно не гоняться за дешевизной, а пытаться перенять схему работы, принятой во всем мире: «Фармкомпания должна получать сверхприбыль, просто обязана это делать, для того чтобы из этой сверхприбыли запустить инвестиционные компании по развитию новых технологий. В России, наоборот, все пытаются сохранить издержки. В итоге наше население будет лечиться устаревшими препаратами, а инновационные препараты будут приходить в Россию с большим опозданием».

Источник: aifax.ru