Какие же препараты считать отечественными?

0
1787
Одна из самых обсуждаемый сейчас на фармрынке тем — проект постановления правительства «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств». Его, как и проект собственного приказа, которым будут введены критерии для определения того, является лекарство российским или нет, подготовил Минпромторг России.
Лекарственные препараты
Лекарственные препараты

Предложение полностью соответствует идеям Стратегии развития отечественной фармпромышленности «Фарма-2020», которая поставила цель — к 2018 году довести долю отечественных препаратов из перечней стратегически значимых и жизненно важных до 90%. Сегодня эти рубежи кажутся труднодостижимыми. В прошедшем году, по данным аналитического агентства DSM Group, лекарства зарубежного производства занимают около 85% от общего объема государственных закупок. При этом в госпитальном сегменте импорт достигает 70%, а в программе дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий — 86%. Если постановление будет принято в опубликованной версии, то в заявку на участие в торгах поставщик будет обязан включать только препараты отечественного производства, если в госреестре лекарств их представлено два и более. Закупка импортных лекарств будет допускаться лишь в тех случаях, если отечественный препарат один или таковых вообще нет.

Но какие же препараты считать отечественными? Сейчас четких критериев определения этого нет. Теперь минпромторг предлагает такие критерии: с 2014 года отечественными будут считаться только те препараты, субстанция или готовая форма которых производится на территории России, то есть произведенные на предприятиях полного цикла. Лишь до конца текущего года в этом статусе останутся те, что упаковываются и маркируются здесь.

Предложенные меры вызвали большое беспокойство зарубежных фармпроизводителей, работающих на российском рынке. Одни обращают внимание на то, что пациенты могут остаться без нужных лекарств, если отечественные производители не смогут обеспечить все потребности. А те компании, которым участвовать в аукционах по госаказу, могут и вообще уйти с российского рынка.

— Зарубежные компании не смогут начать производство полного цикла в России в указанные сроки, — считает глава представительства международной группы фармкомпаний Ipsen в России Марина Велданова. — Локализация — это многолетний проект, который не может быть выполнен за год, нужны минимум 2-3 года.

А как предложенные меры согласуются с планом развития конкуренции на фармацевтическом рынке, недавно утвержденным правительством?

Свои возражения направила в минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

— Во-первых, решение об ограничении участия зарубежных производителей в торгах по госзаказу нельзя принимать без решения вопроса о взаимозаменяемости лекарств, на чем мы давно настаиваем, — считает начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев. — Постановление будет лишь стимулировать «полиформизм». Во-вторых, многие из препаратов, внесенных в госреестр, вообще не обращаются на рынке. Получается, что госорган будет опираться на данные реестра, а фактически этих производителей на рынке нет. Наконец, еще до составления конкурсной документации необходимо выяснять, какие объемы лекарства производитель может поставить. Это не выясняется, лоты формируются под большие объемы. В результате победителем в торгах выходит посредник.

Обеспокоены и врачи, особенно в тех медицинских центрах, где применяются высокотехнологичные методы лечения и инновационные препараты.

— Протекционизм, конечно, возможен, — размышляет директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович. — Но самое печальное, что никто не думает об интересах населения — а ему нужны гарантии, что будут доступны высококачественные, безопасные и эффективные лекарства, а импортные или отечественные — это уже второй вопрос. Это говорит как об отсутствии координации в ведомствах, так и о том, о чем эксперты твердят не первый год: нам необходима национальная лекарственная политика — баланс интересов своей фармпромышленности и своего населения. А ее нет. Вот и получается, что осмысленная стратегия индустрии побеждает неосмысленную стратегию обеспечения лекарствами людей.

Точка зрения:

Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами компании «АстраЗенека Россия»:

Мы обеспокоены предложенными минпромторгом мерами по ограничению допуска зарубежных производителей к торгам. Во-первых, предлагаемые меры противоречат положениям Федерального закона «О защите конкуренции». Во-вторых, данный подход устанавливает серьезный барьер для доступа на рынок и, таким образом, значительно снижает инвестиционную привлекательность российского фармрынка для международного сообщества. Основой для инвестиций является предсказуемость и стабильность регуляторной среды. Особенно это актуально для фармацевтической отрасли, где инвестиции всегда носят долгосрочный и рискованный характер. Изменение законодательства в ходе уже начавшегося инвестиционного процесса может как негативно повлиять на продолжение инвестиций, так и послужить поводом для отказа от инвестиций со стороны потенциальных инвесторов.

Наконец, предложенные меры могут ограничить доступ пациентов к высокотехнологичным, зачастую жизнеспасающим препаратам. Российские дженерики могут быть зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством, что закроет допуск зарубежных производителей к торгам, однако на рынок они не поступят до тех пор, пока на оригинальные препараты действует патентная защита. В результате есть вероятность, что препарат вообще не будет доступен пациентам.

Автор: Татьяна Батенева

Источник: Российская газета