На вопросы отвечает президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк:
— Нужны ли в Украине новые стандарты GMP?
— При покупке лекарства, которое имеет подтвержденный сертификат, я, как пациент, получаю гарантию его качества, эффективности и того, что препараты из любой партии имеют одинаковый состав. Поэтому наша организация выступает за подобные инициативы правительства. В основном сопротивление было со стороны транснациональных компаний. Большая часть препаратов, которые перестали ввозиться в страну с 15 февраля, произведены в Азии.
— Почему транснациональные компании были против?
— Потому, что некоторые компании один и тот же препарат для стран Европы и Украины выпускают на разных производственных площадках. Только в первом случае производство имеет сертификат GMP, а во втором — нет. Например, препарат «Сумамед» компании Teva для европейских стран производился на площадках в Хорватии, а для Украины — в Индии. После того как Государственная служба лекарственных средств (Гослекслужба) провела проверку, Teva была вынуждена перенести производство лекарства на другой завод. Таких примеров много.
— Почему компании выпускают препараты на разных предприятиях?
— Работает простая арифметика. Себестоимость препарата, выпущенного на заводе, не имеющем сертификата GMP, в разы меньше, чем на том, у которого есть сертификат. Компания в этом случае не вкладывает инвестиции в модернизацию, может закупить субстанцию для лекарства дешевле и так далее. Поэтому понятно, почему они выступали против введения норм.
— Почему сроки введения новых стандартов оказались такими короткими?
— Стандарты GMP в Украине нужно было принять еще десять лет назад. Как это было сделано, например, в Польше. Но мы пришли к этим стандартам в 2009 году, и то, только для отечественных компаний. Поэтому мы не считаем сроки введения нормы подтверждения сертификата GMP для западных компаний очень сжатыми.
— Но исчезновение с рынка части препаратов может создать дефицит на рынке и повлиять на цены…