Появление оригинального лекарства – явление достаточно редкое не только для российского фармацевтического рынка. Во всей мировой практике расширение аптечного ассортимента чаще происходит за счет дженериков. Ученые нижегородской медакадемии создают уникальные препараты, которые не только получают российские и международные патенты, но, главное, помогают совершенно по-новому и более качественно подойти к лечению остеопении и остеопороза, туберкулеза, ожогов и других заболеваний. «МК в Нижнем» побывал в лабораториях кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии НижГМА, где разрабатываются все эти препараты.
Таблетка, суспензия или пастилка?
Лаборатории фармацевтической химии занимают практически весь цокольный этаж. Кругом современная техника, на стенах многочисленные патенты. В комнатах тесно от белых халатов. Аспиранты и дипломники проводят эксперименты по разработке новых лекарственных средств.
— Создание препарата – процесс долгий и трудоемкий, — поясняет нам заведующий кафедрой, доктор химических наук, профессор Нина Мельникова. — Несколько лет уходит на то, чтобы синтезировать или выделить из растительного сырья новое вещество и тщательно изучить его свойства, как физико-химические, так и фармакологические. Причем исследование фармакологических или медико-биологических свойств является наиболее сложной и дорогостоящей стадией. Без этого невозможно в дальнейшем предложить лекарственный препарат и запатентовать его формулу. Доклинические исследования на животных выявляют токсичность лекарства, его действие на организм человека. Изучение фармакодинамики и фармакокинетики позволяет выяснить как и с какой скоростью распределяется вещество в органах. Именно эти данные позволяют выбрать оптимальные вспомогательные вещества, способные выполнять роль вектора доставки, матрицы, наполнителя, растворителя, консервантов, стабилизаторов и др. и обеспечить максимальный терапевтический эффект. От этого зависят, в какой форме (капсулы, таблетки, пастилки) будет выпускаться лекарство и его дозировка. Основной стратегией фармацевтических компаний сегодня является создание новой лекарственной формы известных биологически активных веществ с наибольшим лечебным эффектом и максимально сниженной дозировкой, а не получение новых синтетических веществ.
Ярким примером, рассказывает Нина Борисовна, является действие нитроглицерина. Это всем известный препарат, применяемый при сердечных приступах. Кажется, мы уже всё про него знаем, но только в 1998 году ученые получили Нобелевскую премию за многолетний труд открытия механизма его действия.
Когда нитроглицерин нужен в качестве скорой помощи, чтобы быстро купировать боль – это должна быть таблетка. Сразу возникает вопрос, а как ее лучше применить? У нас в полости рта шесть-семь важных зон действия различных ферментов. Поэтому и таблетки создаются разные: какие-то нужно под язык класть, какие-то за щеку, какие-то рассасывать в виде пастилок. А может нужно сделать так, чтобы лекарственное вещество высвобождалось постепенно и действовало мягко, но зато весь день? Тогда лучше подойдет пластырь на руку…
Сейчас доподлинно доказано, что истинным лекарством является маленькая молекула монооксида азота NO. Ее действие заключается не только в расслаблении гладких мышц сердца, регуляции кровяного давления, но и в обеспечении долговременной памяти, в развитии иммунных реакций, способствующих удалению токсичных веществ. В настоящее время лечение монооксидом азота или препаратами, генерирующими эту молекулу в организме, является важным направлением в медицине. В лаборатории НижГМА также проходят эксперименты по разработке новых препаратов подобного действия.
— Когда нитроглицерин впервые применили для лечения сердца, доза препарата превышала необходимую в 100 раз, — продолжает профессор Мельникова, — Боль сняли, но зато лицо у больного (кстати,сына А.Нобеля) покрылось пятнами и давление резко упало. Прошли годы, прежде чем препарат стал выпускаться в нужной дозе. Сегодня мы продолжаем искать новые формы максимального воздействия нитропрепаратов, главным образом для наружного применения. Неожиданным оказалось, что такие препараты эффективны и для лечения ожоговых ран.
Лучше всех усвоится кальций из капусты
На протяжении нашего разговора в лаборатории продолжалась активная работа: аспирантка Ольга внимательно изучала на мониторе компьютера какие-то непонятные непрофессионалу кривые, дипломница Екатерина тщательно перемешивала в колбочке прозрачную жидкость. Погреет емкость в ладони, посмотрит на свет и снова мешает. Вполне возможно, что формула именно этого вещества ляжет затем в основу субстанции совершенно нового средства для лечения заболеваний костной ткани.
Разработки препаратов этого направления начались в лаборатории несколько лет назад, когда сюда обратились представители фармацевтической компании.
— В 2007 году на заводе фармкомпании «Славянская аптека» начали выпускать новый препарат «Мицеллат», произведенный по уникальной отечественной нанотехнологии из природного экологически чистого карбоната кальция и магния, обогащенного комплексом микроэлементов, — рассказывает генеральный директор ООО «Созидатель» Иван Полухин. — Исследования этого препарата показали, что он очень эффективно воздействует на обмен веществ, укрепляет костную ткань. Поэтому мы решили на его основе выпускать другие лекарства. За помощью обратились в НижГМА. За четыре года сотрудники кафедры не только изучили препарат, но и разработали на его основе несколько новых лекарственных средств различного назначения, а также ряд биологически активных добавок. В их числе лекарства для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы и костной ткани. На препараты уже получено около десятка патентов РФ, подтверждены заявки на Международное патентование, и этот процесс продолжается. Готовится технологическая линия на заводе для промышленного выпуска новых препаратов. В настоящее время средством заинтересовались ученые-ветеринары, поскольку оно открывает новые возможности по предупреждению заболеваний молодняка крупного рогатого скота, которые прежде лечились только хирургическим путем.
Несколько разработанных в НижГМА препаратов уже поступили в продажу. Для них наши химики выбрали форму в виде суспензии.
— Особенностью препарата «Мицеллата» является высокая биоусвояемость природного карбоната кальция. Известно, что если принимать кальций просто в таблетках, даже вместе с витаминами группы Д, то усваивается лишь тысячная доля кальция, — объясняет Нина Борисовна. — В более сложных лекарствах, разработанных нами, биоусвояемость и биодоступность улучшаются за счет введения в суспензию «Мицеллата» полисахаридов и фосфонатов, способствующих взаимодействовать и удерживать кальций в нанокластерах. Это технологический прием заимствован из природы. Так, например, гораздо лучше усваивается кальций из обычной капусты, чем из молока, как это принято считать. Клетчатка, которой богата капуста, выполняет роль вектора доставки. Целенаправленное связывание кальция в комплекс с полисахаридами позволяет значительно снизить дозу препарата.
Частица «нано» часто у химиков вызывает раздражение, поскольку характеризует хорошо известное предельно малое по размерам коллоидно-химическое состояние вещества. Однако именно наноразмер (одна миллионная доля миллиметра) обуславливает необычные эффекты. Одним из направлений работы кафедры является разработка ферментных биосенсоров. Эта работа проводится совместно со специалистами института органической и физической химии имени А.Е.Арбузова по гранту РФФИ. Один из участников проекта – аспирант Евгений Кочетков. Согласно условиям гранта нижегородские химики должны разработать биосенсоры для определения глюкозы в крови, оценки общего антиоксидантного статуса организма (прогностического фактора серьезных заболеваний). Разработка нижегородских и казанских ученых будет существенно отличаться от всего предложенного сегодня на фармацевтическом рынке, в том числе и по методу исследования. Это будут одноразовые тест-полоски очень миниатюрных размеров и доступные по цене.
На кафедре совместно с ООО «Интелфарм» разработаны уникальные гели и мази с лекарственным веществом российского производства – ксимедоном и его комплексов с серебром. Составы фармацевтических композиций защищены патентами.
Уже более семи лет кафедра тесно сотрудничает с ННИИТО в области разработки и исследования новых средств для лечения ожогов.
Вот что рассказал руководитель отделения экспериментальной медицины ФГБУ «ННИИТО» Минздрава России, профессор Сергей Перетягин:
— Характер микрофлоры хирургических инфекций постоянно меняется. Они становятся все более устойчивыми к имеющимся антибактериальным препаратам, поэтому есть необходимость в создании все новых лекарств. Препараты, разрабатываемые в НижГМА, позволяют с большей эффективностью лечить тяжелообожженых и сокращать время пребывания пациентов на больничной койке.
— Главное и общее в работе нашей кафедры – приоритет лекарственным средствам на основе отечественных фармацевтических субстанций, — резюмирует Нина Мельникова. — И даже направление кафедры по созданию лекарств на основе компонентов бересты березы – символа России – является ярким подтверждением этому.
Автор: Марина Новикова
Фото: Олег Зайцев
Источник: nn.mk.ru