Какой процент поддельных лекарств на полках аптек никто не знает

0
4219

Каждая десятая упаковка таблеток в России — подделка. Это по официальным оценкам. По неофициальным эта цифра еще больше – каждая вторая таблетка. Судя по результатам проверок, опубликованным на этой неделе на медицинских сайтах, 80% фальшивок — это импортные и якобы действенные гормональные, онкологические средства и антибиотики, то есть те лекарства, отклонение в рецептуре которых смерти подобно. Как оказалось, ни в одной аптеке не могут гарантировать качество препаратов.

Сейчас 11-летняя Диана вместе с мамой в детском онкоцентре в Москве. А часть ее истории болезни подшита к материалам уголовного дела. В больнице города Нальчик, когда она проходила очередной курс лечения. Ей назначили дорогостоящий антибиотик, но от лекарства становилось только хуже. Позже выяснилось, что препарат — фальшивка.

Поддельное лекарство было изготовлено в городе Шахты под Ростовом в подпольном цехе. Его полицейские накрыли год назад. Отсюда в больницы, говорят оперативники, подделки попадали просто: сговор с чиновниками, низкая закупочная цена, выигранный тендер. Оперативники обращают внимание на то, что сейчас «при поступлении лекарственных средств в госучреждения утрачен контроль над их качеством». Причина в том, что медицинские учреждения при закупке «не обязаны проводить проверку», качество подтверждает поставщик. То есть тот самый поставщик, который подделками и занимается.

Только за 2012 год полицейские закрыли 12 подпольных предприятий: станки, принтеры, упаковочные коробки, пустые капсулы, сырье — чаще это мел, крахмал, сахар. В криминальном деле все поставлено на поток.

Изготовители считают миллионы. Сколько человек пострадало от их действий, никто не считал, потому что сделать это просто не получается. Как подчеркивает юрист Андрей Карпенко, обычно пациент, если ему не помогают лекарства, жалуется врачу, и тот ему назначает другие таблетки. Именно поэтому и судят производителей и распространителей фальшивок не за причинение вреда здоровью и не за убийство, а все чаще — как мошенников. Наказание минимальное. Войти на рынок несложно.

В России сегодня работает около 1500 дистрибьюторских компаний. К слову, в США их порядка 40. Через это огромное количество посредников лекарства и поступают от производителя в аптеки. И если кто-то из таких мелких дистрибьюторов, чтобы заработать, закупит фальшивку, то по поддельным документам вместе с остальным товаром может поставить его не в одну, а сразу в несколько аптек, с которыми работает.

С виду отличить от оригинала подделку сложно. Юристы советуют при покупке спрашивать сертификат качества. Правда, добиться, чтобы его предъявили в аптеке, практически невозможно.

Проверить можно за 10 секунд в экспресс-лаборатории. Специальный прибор просвечивает таблетки и подтверждает: лекарство качественное. На подделку тоже сразу реагирует. Но таких мобильных лабораторий в стране всего 8 в каждом федеральном округе. В базе данных компьютера только около 450 препаратов из 25 тысяч возможных. То есть пока это эксперимент.

Все, что нельзя просканировать на месте, отправляют в лабораторию. Но проблема, говорят эксперты, в другом: чтобы проверить аптеку, Росздравнадзор должен заранее предупредить о своем визите. По словам эксперта фармацевтического рынка Давида Мелик-Гусейнова, «в среднем в течение года Росздравнадзор проверяет около 10% всех аптечных организаций».

Поэтому какой процент поддельных лекарств сегодня на полках аптек, точно сказать никто не может. Подделывают, говорят эксперты, чаще самые ходовые лекарства или дорогостоящие — к примеру, косметические препараты.

На лице Лоры Зингер появились багровые рубцы, неспадающий отек, словно от побоев. Это был результат операции по омоложению. Под кожу Лоре Зингер ввели, как уже потом установила экспертиза, фальшивку. В последние годы с повышением интереса к косметическим процедурам здесь стало подделываться все. А последствия после использования того же фальшивого ботокса могут оказаться необратимыми.

По словам врача-дерматовенеролога Андрея Новикова, наиболее частые осложнения – «асимметрия лица после коррекции ботеотоксина, нависание бровей, жуткие отеки». Самое опасное то, что в единице объема такого препарата содержатся ботеотоксина в разы больше.

В особой группе риска — интернет-аптеки. Здесь уж точно не удостоверишься, откуда что берется. Не так давно в Москве полицейские закрыли очередную фирму, торгующую суррогатам. Как уже выяснилось, она продавала «то, что доктор прописал». По словам оперативников, больные обращались в эти аптеки по совету своих докторов, которые работали «в том числе и в государственных клиниках».

Так получается, что ни в больнице, ни в аптеке, ни тем более во Всемирной паутине избежать подделки нельзя: «метастазы» этой «опухоли» уже повсюду. И ясно, что лечить нужно не симптомы, а бороться с самой «смертельной болезнью».

Автор: Евгений Лямин

Источник: www.1tv.ru