Патент или Data Exclusivity

0
1873

BDj8Сессия «Охрана интеллектуальной собственности в фармацевтике: патентные споры», состоявшаяся в первый день IPhEB&CPhIRussia 2014, вызвала  повышенный интерес участников форума.

Как отметил модератор заседания, партнер «Gowlings» Владислав Угрюмов, интеллектуальную собственность в фармацевтике сложно переоценить. По его информации, до недавнего времени в России существовало только патентное право, дающее временную монополию разработчику лекарственных препаратов на срок, по закону, не более 25 лет, но по факту — не больше 15 лет.

«Это связано с тем, что заявку на регистрацию лекарственного средства необходимо подавать в тот момент, когда оно изобретено, — пояснил он. — Но до его регистрации и запуска в производство, как правило, проходит порядка 10 лет, когда препарат проходит клинические испытания. Так что на получение прибыли за оригинальное лекарственное средство у разработчика остается примерно 15 лет – это тот срок, когда никто иной не может выпускать аналог (дженерики) лекарства».

Все мировые фармацевтические компании, по словам Угрюмова, делятся на разработчиков и дженериков. К первой группе относятся Pfizer, Bayer, Novartis, GSK, Sanofi,Merck, BMS, Eli-Lilly, ко второй – Teva, Sandoz, Plima, Actavis, Ranbaxy, GedeonRichter, Dr. Redim.

Однако после вступления России в ВТО у нас стало действовать еще одно право защиты интеллектуальной собственности в фармацевтике DataExclusivity. О нем рассказала руководитель юридического отдела ЗАО «Биокад» Галина Секарева. Это право наступает по факту регистрации и предоставляет исключительные права разработчику на срок от 8 до 10 лет в других странах и на 6 лет в России. Если разработчик по какой-то причине забыл оформить патент, его разработка все равно будет защищена на основе Data Exclusivity.

В заседании также выступили старший юрист, глава группы по фармацевтике и биотехнологиям компании CMS Всеволод Тюпа и директор по регулированию и интеллектуальной собственности компании HikmaPharmaceuticals Хиба Зароуб.