Ирина Яровая о противодействии обороту фальсифицированных лекарств, медизделий и БАДов

0
1145

Российские законодатели обеспокоены тем, что современный рынок лекарственных препаратов, медицинских изделий и БАДов слабо защищен от недобросовестных производителей и распространителей. Кроме того, санкции в адрес последних за вред здоровью потребителей носят лишь экономический характер. О том, как в ближайшем будущем государство намерено изменить ситуацию с преступлениями в этой сфере, рассказала «Интерфаксу» один из инициаторов законопроекта о противодействии обороту фальсифицированных лекарств, медизделий и БАДов, глава комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Ирина Яровая
Ирина Яровая

Ирина Анатольевна, для чего был разработан данный законопроект?

Для обеспечения и защиты здоровья наших граждан. Действующее законодательство устанавливает ответственность в этой сфере как за преступление экономической направленности. Это не соответствует характеру совершаемых преступлений и той реальной угрозе, которая связана с оборотом контрафакта и фальсификата.

Мы полагаем, что подобные преступления должны иметь формальный состав. Следовательно, ответственность за них должна быть адекватной и наступать независимо от появления последствий. Ведь субъект, осуществляющий такую противоправную деятельность, безусловно, осознает ее преступный характер и безразлично относится к возможным последствиям.

Чем конкретно обернется для недобросовестных участников фармрынка и рынка БАДов ваш законопроект?

Мы предлагаем изменения в Уголовный Кодекс РФ, ужесточающие ответственность за незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий, производимых нефармацевтическими предприятиями, а также за оборот недоброкачественных, незарегистрированных и фальсифицированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих запрещенные компоненты.

Как сильно будет ужесточена ответственность?

Если производство лекарственных препаратов и медизделий организовано без лицензии, то, согласно статье 235 УК РФ (незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий), в которую внесет изменения наш законопроект, организатор такого производства должен будет получить от 5 до 8 лет лишения свободы.

В том случае, если преступление произошло на территории фармпредприятия, имеющего лицензию, то тогда после принятия этого законопроекта в силу вступит статья 238‘ УК РФ (оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих запрещенные компоненты). И тогда лишение свободы составит от 3 до 5 лет.

Ответственность по ч.1 обеих статей будет наступать вне зависимости от того, что случилось с потребителем. Человек зачастую умирает не от употребления фальсифицированного лекарства (поскольку оно на 99% состоит из мела), а от своего заболевания. Мы не можем сказать, выжил бы этот человек, приняв настоящее лекарство, или нет, лучше бы ему стало или хуже. Поэтому состав преступления формальный, и ответственность наступает в любом случае.

Если же преступная деятельность, связанная с оборотом препаратов, вызвала гибель двух и более лиц, срок наказания составит от 8 до 12 лет. В том случае, если речь идет об административной ответственности в этой сфере, то штраф составит от 1 до 5 млн рублей.

Законопроект устанавливает ответственность для недобросовестных производителей и распространителей не только лекарственных препаратов, медизделий, но и БАДов. Чем было вызвано такое решение?

Происходящее сегодня на рынке производства и распространения БАДов, наверное, вообще не укладывается в логику ни одного квалифицированного специалиста. Населению навязчиво предлагается покупать и потреблять БАДы, содержащие, в том числе, опасные для жизни вещества. Фактически никакой защиты потребителя от такой назойливой информации и обещаний «дюжего здоровья» не существует.

Предлагаемые нами санкции вполне соответствуют характеру совершаемых преступлений. Наша задача не допустить и сделать невыгодным недобросовестную деятельность на рынке лекарств и БАДов.

Мы преследуем цель — защищая российский фармацевтический рынок, защитить жизнь, здоровье и безопасность наших граждан.

Насколько широко распространены преступления в сфере контрафактных лекарств?

Согласно пояснительной записке к нашему законопроекту, за первое полугодие 2013 года из обращения была изъята 191 серия 122-х торговых наименований недоброкачественных лекарственных препаратов, 10 серий 10-ти торговых наименований фальсифицированных лекарственных препаратов, а также 2 торговых наименования и 50 серий фальсифицированных фармацевтических субстанций и произведенных из них препаратов.

Но мы с вами прекрасно понимаем, что это верхушка айсберга, и только выявленные факты. Латентный характер такого рода противоправных действий, по оценкам экспертов, значительно шире.

Проблема контрафакта сегодня чрезвычайно актуальна. Мы сейчас готовим законодательные инициативы по ужесточению ответственности за контрафакт и контрабанду алкоголя и табачной продукции.

Мы исходим из того, что если нет ответственности, которая останавливала бы от совершения преступлений и сохраняла выгодность противоправного действия, закон никогда не будет работать.

Вообще мы установили жесткие требования к добросовестному производителю, но не установили адекватных мер ответственности для недобросовестного производителя, которому сегодня экономически выгодно производить контрафактную и фальсифицированную продукцию. Санкции, которые существуют в отношении него, мизерны по отношению к той прибыли, которую он получает от незаконной деятельности.

Наша задача сбалансировать условия конкуренции, обеспечить безопасность экономического рынка и безопасность жизни. Фальсифицированный продукт, в конечном счете, всегда направлен против потребителя и несет для него реальную угрозу.

Когда, по Вашим оценкам, будет принят данный законопроект?

Проект закона проходил уже общественные слушания, он был рассмотрен на площадке профильного комитета по безопасности здоровья и поддержан концептуально к рассмотрению в первом чтении. Мы получили соответствующие отзывы от всех заинтересованных субъектов по регламентной процедуре прохождения закона.

Поскольку практически все заинтересованные стороны, включая правоохранительные органы, пришли к консенсусу, то мы надеемся, что особых проблем с его принятием не будет.

Мы планируем в весеннюю сессию принять данный закон, как минимум, в первом чтении.

Источник: interfax-russia