Российский фармрынок отмечает свое 20-летие. За эти годы все его участники прошли длинный путь, на котором были и удачи, и сложности. «РГ» попросила представителей компаний рассказать о наиболее памятных событиях и планах на будущее.
Наира Адамян, генеральный директор компании «Джонсон&Джонсон», председатель совета директоров AIPM:
— Одним из знаковых событий последнего двадцатилетия для отечественного здравоохранения была программа ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), начатая в 2005 году. Можно по-разному относиться к этой программе, но, вне всяких сомнений, она дала доступ социально незащищенным слоям населения к современным, эффективным и качественным препаратам, а специалисты здравоохранения получили опыт терапии с использованием инновационных лекарств. Нельзя не отметить и системообразующие документы последнего времени — Государственную программу «Развитие здравоохранения», ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Различные примеры подтверждают, что развитие инновационной фармотрасли позволяет государству решать задачи, связанные с увеличением продолжительности жизни и ее качества, развитием высоких технологий, созданием высококвалифицированных рабочих мест и др.
Среди особых для нашей компании событий этого периода мне хотелось бы отметить лицензионное соглашение о разработке и коммерциализации лекарственных препаратов в области лечения туберкулеза, заключенное компанией Janssen, фармацевтическим подразделением «Джонсон&Джонсон», с компанией «Фармстандарт» в начале 2013 года.
Реализуя основные положения стратегии «Фарма-2020», в соответствии с этим соглашением компания Janssen передала свои технологии и компетенции российскому партнеру для локализации производства своего препарата. Он предназначен для лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью — очень сложного и социально значимого заболевания, ввиду своей распространенности являющегося бременем для экономики России.
Это первый за последние 40 лет инновационный препарат для лечения туберкулеза, зарегистрированный в России. Именно наша страна стала первой в мире по локализации. Уверены, что именно долгосрочное сотрудничество с российским государством будет способствовать нашей главной цели — обеспечению пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями, качественной инновационной терапией.
Алтан Демирдере, глава компании «Сандоз» в России и странах СНГ:
— Среди основных тенденций развития фармрынка России за последние годы я бы отметил следующие. Усилилась роль и активность российских компаний, что привело к формированию еще более высокой конкурентной среды. Также в России стали доступны совершенно новые виды лекарственных препаратов, например, биоаналоги. Биофармацевтика — молодая и перспективная отрасль. Эксперты считают, что за биопрепаратами и биоаналогами — будущее. Для нас эта тенденция очень важна. Кроме того, российские регуляторные нормы постепенно приводятся в соответствие с международным законодательством. Например, принятие закона, обязывающего соблюдать стандарты GMP при производстве лекарственных средств на территории РФ. Предполагаются изменения в Закон «Об обращении лекарственных средств», регулирующие обращение биоаналогов, взаимозаменяемых лекарственных препаратов, препаратов сравнения и воспроизведенных лекарственных средств. Наконец, идет процесс локализации производства лекарственных средств. Например, группа «Новартис», в которую входит «Сандоз», инвестирует в строительство нового завода в Санкт-Петербурге, где планируется выпуск около 1,5 млрд упаковок в год как оригинальных препаратов, так и высококачественных дженериков. Завод будет соответствовать всем мировым стандартам, применяемым к производственным площадкам группы «Новартис».
Жером Гаве, генеральный директор компании «Сервье»:
— За последние 20 лет российский фармацевтический рынок значительно прогрессировал, проходя разные стадии развития. Но для него всегда важной была роль иностранных фармацевтических компаний. В 1990-е годы происходило активное насыщение рынка качественными препаратами международных производителей, развивалось информирование пациентов и стали появляться инновационные лекарства и методы лечения. В то время создавались отношения сотрудничества и доверия между международными фармпроизводителями и российской системой здравоохранения, научными лидерами, врачами.
В 2000-е годы государство постепенно и значительно усилило свою роль на рынке как законодатель и регулятор. Были приняты многие новые стратегии, разработаны и приняты законы и нормативные акты. Одновременно оно оставалось и «главным плательщиком» в системе здравоохранения, финансируя и организуя такие масштабные программы, как приоритетный национальный проект «Здоровье», программа дополнительного лекарственного обеспечения, а также специальные госпрограммы по социально значимым и опасным заболеваниям. Одновременно увеличивались государственные гарантии по лекарственному обеспечению в стационарах. В то же время росли и расходы на здравоохранение в региональных бюджетах.
Компания «Сервье» активно работает в России более 22 лет и сейчас российский фармрынок — N 1 для нас. Мы уже долгое время входим в топ- 10 фармкомпаний, развиваем свой центр клинических исследований в Москве. В 2009 году мы запустили производство GMP на заводе «Сердикс» в Софьино и сейчас завершаем перевод российского портфеля на локальное производство на этом предприятии.
Ольга Морозова, директор по работе с общественными и государственными организациями «Эли Лилли»:
— Изменения на отечественном фармрынке за последние годы говорят о том, что российская фарминдустрия поступательно движется в сторону модернизации. Сегодня правительство старается создать благоприятные условия для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни людей.
Большим стимулом для развития здравоохранения стала программа «Фарма-2020». Реализовать столь масштабные планы возможно, привлекая опыт и экспертизу иностранных фармкомпаний, которые сегодня открыты к сотрудничеству. Наша компания прилагает много усилий, чтобы стать надежным партнером для российского правительства в деле модернизации здравоохранения. Но для того чтобы сделать фармацевтическую отрасль действительно инновационной, одного переноса производства своих препаратов недостаточно. На протяжении своего присутствия на российском рынке наша компания проводит активную локализационную политику, инвестируя в R&D, передачу технологий производства, GMP, а также развитие кадрового потенциала. Именно эти направления являются неотъемлемой частью формирования инновационной фармацевтической отрасли. Ведь если рассматривать работу любой фармацевтической компании, то мы увидим, что в основе ее деятельности лежат прежде всего исследования и разработки, в частности создание новых препаратов. Только комплексный подход к локализации и активная поддержка правительством фармкомпаний, работающих в этом направлении, будет способствовать как формированию активной инвестиционной среды, так и развитию научного потенциала страны.
Энтони Вонг, генеральный менеджер компании AbbVie в России и СНГ:
— За последние 20 лет российский фармацевтический рынок продемонстрировал значительный рост. Основные направления работы компании AbbVie в России соответствуют государственным приоритетам развития здравоохранения, особенно в сфере увеличения продолжительности жизни, улучшения здоровья детей и внедрения стандартов лечения.
Мы работаем в России уже на протяжении 36 лет, до января 2013-го — как подразделение компании Abbott — и наблюдаем серьезные изменения в различных сферах, направленные на усиление конкуренции и рост инноваций. Приняты госпрограммы «Развитие здравоохранения до 2020 года» и «Фарма 2020», созданы специальные экономические зоны, пересматриваются налоговые режимы, развивается инфраструктура, программы стимулирования инноваций и привлечения инвестиций.
Мы видим создание благоприятной регуляторной среды как одну из ключевых задач российского правительства для развития здравоохранения в России. На наш взгляд, необходимо продлить действие статуса упаковки как локального продукта еще в течение 2-3 лет, развивать систему защиты прав интеллектуальной собственности для научных инноваций, а также создать систему преференций для компаний, которые переходят к производству полного цикла.
Игорь Петрушин, руководитель направления маркетинговых исследований и консалтинга компании «Астон Груп»:
— 20 лет назад в России начала полноценно функционировать система обязательного медицинского страхования. Внедрение ОМС в России началось в 1991 году, но в первые три года участие этой программы в системе здравоохранения было незначительным. К 1994 году из фонда ОМС оплачивалось уже более 20% оказываемой государством медицинской помощи, и с каждым годом эта доля постепенно увеличивалась. Сейчас средства фонда ОМС составляют 62% от общего бюджета программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а к следующему году эта доля увеличится еще на 5% за счет включения в программу высокотехнологичной медицинской помощи.
Эффективность системы здравоохранения не может быть измерена одним только финансированием — ключевую роль играют такие показатели, как смертность, заболеваемость и продолжительность жизни населения. И в этом плане нашей системе похвастаться пока особо нечем. Несмотря на увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни за последние 20 лет с 64,4 до 70,3 года, уровень смертности остается очень высоким. Заболеваемость злокачественными новообразованиями и болезнями системы кровообращения, увеличилась в 1,7 и 2 раза соответственно по сравнению с 1994 годом, хотя с 2010 года и наблюдается некоторая тенденция к снижению.
Но ее активным реформированием это дает надежду на ускорение темпов «выздоровления» системы и приближение к показателям передовых стран.
Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами «АстраЗенека Россия»:
— В 1994 году российская фарминдустрия переживала непростой период, когда ее фактически предстояло выстроить заново после развала советской системы снабжения. Начавшаяся динамика роста была остановлена экономическим кризисом 1998 года, и в течение нескольких лет отрасль переживала период стагнации. Тем не менее развитие здравоохранения оставалось одним из основных приоритетов государства.
Сегодня мы видим, что это приносит свои плоды. Показатели смертности населения от управляемых причин снижаются, в 2013 году в России впервые более, чем за двадцать лет, зафиксирован прирост населения. И сейчас есть все предпосылки для того, чтобы эти позитивные тренды развивались.
Важным программным документом, который создает основу для улучшения показателей здравоохранения в России, является государственная программа «Развитие здравоохранения». В ней значительное внимание уделено развитию медицинской науки, в частности, развитию персонализированной медицины. Это означает, что россияне будут жить дольше.
Источник: Российская газета