Импортозамещение в Томске: нити из биополимеров

0
898

niti

Около 400 миллионов долларов ежегодно тратит Россия на покупку биоразлагаемого шовного материала, который в настоящее время производят исключительно зарубежные компании. В ближайшем будущем большая часть этих денег может быть перенаправлена в Сибирь, где планируется открыть первое в России производство биоразлагаемых полимеров для изделий медицинского назначения.

Рывок в этом направлении готово сделать ООО «ПОЛПЛАСТ ИНЖИНИРИНГ», входящее в инновационный пояс Томского государственного университета (ТГУ). О проекте по организации в Томске производства медизделий из биоразлагаемых полимеров и сополимеров на основе гликолевой кислоты уже не раз говорилось на разных уровнях. В прошлом году была открыта опытно-промышленная площадка, где отрабатывалась технология.

А на этой неделе стало ясно, что проект действительно нужен России – он стал финалистом конкурса стартапов GenerationS-2014 (трек BioTechMed). Зачем россиянам свои биополимеры медицинского назначения, кто такие «реальные инвесторы»? Об этом корреспондент РИА Томск расспросила руководителя томского проекта Алексея Алексеенко.

Зависимость от Европы

«Есть ли на вас сейчас одежда российского производства? Вот и на мне нет. В этом-то и проблема: пока есть качественные зарубежные продукты, нам вроде и не нужно соревноваться с мировыми производителями, выпускать то же самое, только свое. На первый взгляд, это экономически целесообразно. Но если однажды мы не сможем покупать зарубежную продукцию? И это будет не одежда, а медизделия?», — вопрошает Алексеенко.

Директор научно-инжинирингового центра ТГУ и руководитель проекта по биоразлагаемым полимерам рассказывает, что Россия закупает за рубежом или производит из зарубежного сырья шовные материалы, которые со временем рассасываются и не оставляют следа в организме человека. С их использованием отечественные медики проводят более 16 миллионов операций в год.

Используется в медицине еще один саморассасывающийся шовный материал – кетгут, производимый, как правило, из серозного слоя кишечника крупного рогатого скота. Алексеенко говорит, что использование кетгута зачастую приводит к воспалительным реакциям, потому что это, по сути, чужеродный белок. Именно поэтому во всем мире постепенно отказываются от кетгута.

«Более эффективный — шовный материал из биополимера, который разлагается на CO2 (диоксид углерода) и воду. С ним воспалений в разы меньше, нет осложнений», — поясняет собеседник.

Алексеенко уверен, что зависимость от зарубежной продукции, возможное собственное производство таких материалов и продуктов на их основе — важный вопрос, который должны задать себе люди, заинтересованные в своем здоровье.

Глиоксалевый круг

В 2012 году Томский госуниверситет получил 180 миллионов рублей на разработку технологии получения биоразлагаемой монофиламентной хирургической нити. Заказ шел по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». Столько же — 180 миллионов — вложил региональный бюджет.

Почему ТГУ? Потому что ученый вуза Алексей Князев с командой единомышленников разработал в свое время технологию получения химического вещества глиоксаля. Россия стала восьмой страной мира, владеющей такой технологией. Теперь в Томске и Бийске есть заводы, где выпускается это химическое вещество и его производные.

Из глиоксаля получаю гликолевую кислоту. Из кислоты — биоразлагаемый полимер. Из полимера тянут нить. Все, круг замкнулся.

К настоящему моменту командой ТГУ разработан и апробирован на опытно-технологической площадке весь технологический цикл: от получения органической кислоты до получения изделий.

Томичи не планируют выпускать готовый к использованию шовный материал. Это будет нестерильная нить на катушках, с лучшим набором потребительских свойств. Покупать ее смогут евразийские компании, которые производят стерильный шовный материал с атравматической иглой и снабжают им российские больницы и клиники. Также планируется продавать полимеры и технологические решения.

Хотим построить завод

«По сути, любой химик с головой и руками может получить лабораторное количество биоразлагаемого полимера. А вот масштабировать свой опыт на экономически целесообразное количество — это уже работа опытной команды. Мы смогли. Теперь можно ставить на поток», — отмечает томич.

Итогом проекта должно стать создание в России Центра превосходства по биополимерам медицинского назначения, в котором будет производство изделий из полимеров. Он же станет исследовательским, аналитическим и инжиниринговым центром.

По сути, речь идет о строительстве завода по производству шовных материалов из биоразлагаемых полимеров на основе гликолевой кислоты. Но завода не с гигантскими площадями: он вполне способен разместиться в части корпуса особой экономической зоны Томска. Именно там и планируется организация производства. Есть предложения разместить промплощадку на Дальнем Востоке или в Китае.

Инвесторов участники томского проекта отправились искать на федеральном уровне – с помощью конкурса технологических проектов GenerationS-2014, в котором участвовали почти две тысячи проектов из 142 городов России. С февраля по октябрь конкурсанты проходили сложные этапы отбора, получали экспертную и менторскую помощь, учились основам ведения технологического бизнеса.

«Нас отобрали из 323 работ по направлению «Биотехнология и медицина» (BioTechMed), потом из 80-ти, потом из 40. Затем проект стал одним из шести финалистов конкурса», — рассказывает Алексеенко.

Томский проект на BioTechMed

Финал GenerationS-2014 проходил в рамках международного форума «Открытые инновации» в Москве 14 и 15 октября. Финалисты в очередной раз презентовали свои проекты членам жюри, экспертам, инвесторам и участникам мероприятия.

О своем проекте рассказал и Алексеенко: «По планам на 2015-2018 годы объем инвестиций – 200 миллионов рублей. Из них 100 миллионов мы готовы сами вложить, и через три года выкупить вторую часть. Перспективы на 2016-2020 годы: диверсификация технологии, строительство завода биоразлагаемых полимеров для промышленности. Объем инвестиций – 3,4 миллиарда рублей».

Ученый считает, что один из важных моментов участия в конкурсе – получение оценки экспертов. «Ведь одно дело – что думаем и знаем мы, другое – мнение общества, венчурных фондов. <…> И эксперты ответили: «Проект нужен». Ряд фондов вышли на нас с предложениями. Сейчас первый раунд переговоров. Озвучивать детали пока рано, но дело движется», — прокомментировал он.

Масштабное производство биоразлагаемых полимеров и шовного материала в Томске должно стать импортозамещающей масштабируемой технологией. И кто знает, какие новые проекты смогут стартовать с этой площадки.

Источник: ИНО Томск