Введение уголовной ответственности за подделку лекарств полностью соответствует мировой практике

0
793
Олег Михеев
Олег Михеев

Правительство РФ поддержало законопроект об уголовной ответственности — до двенадцати лет тюрьмы — для «фальшивотаблетчиков», внесенный в Государственную думу РФ депутатом Олегом Михеевым («Справедливая Россия»), передает корреспондент ИА REGNUM 28 октября. Правительство поддерживает законопроект, вводящий уголовную ответственность за подделку лекарств, разработанный депутатом Михеевым, при условии его доработки, — соответствующий отзыв на проект закона направлен в нижнюю палату парламента за подписью главы аппарата правительства Сергеем Приходько.

Напомним, что поправками в Уголовный кодекс РФ предлагается ввести новую статью «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств». В законопроекте четко прописаны деяния, подпадающие под действие новой статьи: производство фальсифицированных и не разрешенных на территории РФ лекарств, а также их продажа и отпуск по рецептам. Наказание — крупные штрафы (до 60 тыс. рублей производство, до 40 тыс. — отпуск и реализация), а также принудительные работы. Если от поддельных лекарств умер человек или «фальшивотаблетчики» извлекали из своего грязного бизнеса доход в особо крупном размере — это уже реальный срок: до восьми лет. Такое же наказание предлагается в случае, если подделывались лекарства, предназначенные для детей до 6 лет. Если же от фальшивых пилюль умерли два и более человека, срок лишения свободы предлагается увеличить до 12 лет.
Михеев напомнил, что введение уголовной ответственности за подделку лекарств полностью соответствует мировой практике, в частности, европейской конвенции «Медикрим», призванный остановить распространение фальшивых таблеток. По мнению депутата Госдумы, жесткий контроль за фармацевтическим рынком особенно необходим в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в мире, то есть на фоне распространения вируса Эбола.

Парламентарий указал на то, что предлагает серьезные сроки, соответствующие тем, которые предусмотрены в уголовном законодательстве за квалифицированное убийство. «Правительство выражает сомнение в том, что такая трактовка обоснована. Но мы ведь понимаем, что „фальшивотаблетчики“ прекрасно отдают себе отчет в общественной опасности своего бизнеса и занимаются им ради наживы, то есть, выражаясь юридическим языком, из корыстных побуждений. Причем чаще всего речь идет об извлечении прибыли в особо крупном размере: чтобы бизнес был рентабельным, для фальсификации избираются лекарства, годовой оборот которых достигает как минимум 15 млрд долларов. На мой взгляд, эти обстоятельства позволяют применить к „фальшивотаблетчикам“ наказание, предусмотренное за квалифицированное убийство, и эту концепцию я готов отстаивать перед коллегами по нижней палате», — заверил Михеев.

По оценкам специалистов, на американском рынке фальсификата порядка 3%, а в России — до 18%. То есть каждая пятая пилюля в России — поддельная, возмущен депутат. Объем рынка фармацевтического фальсификата в России достигает 2,5 млрд долларов — цифра, сопоставимая с общими затратами государства на закупку лекарств из федерального бюджета, приводит данные Михеев. По статистике, больше всего в РФ поддельных антибиотиков — до 47%, почти каждая вторая таблетка антибиотика, которую принимают россияне, является фальшивой, отмечает парламентарий.

Отметим, что Госдума в первом чтении приняла предложенный главой комитета по безопасности Ириной Яровой («Единая Россия») законопроект о наказании за фальсификацию лекарств и БАДов. Между тем, говорит Михеев, инициативой Яровой предусмотрена ответственность за производство, продажу и ввоз, а за отпуск по рецепту фальсификата или контрафакта никакой ответственности. Кроме того, указывает депутат, коллега не предложила решения вопроса об ответственности за производство запрещенных лекарственных средств, в том числе медикаменты, которые не включены в реестр лекарственных средств, и те, которые произведены с нарушением правил организации производства, контроля качества лекарственных средств.