Казахстанский рынок медикаментов оценивается в $1,5 млрд с ежегодным приростом в 5-7%. Доля иностранного присутствия достигает около 85% при 15% местного производства. Такое положение дел объясняется легкостью входа иностранных компаний на местный рынок, а также низкой развитостью местной фармпромышленности. Иностранные компании устремились на местный рынок, скупая доли в локальных фармкомпаниях. Сегодня можно наблюдать такую тенденцию, когда иностранные компании становятся собственниками местных производителей, выкупая контрольный пакет акций или же участвуя в процессе так называемой локализации, то есть строительстве собственных заводов на территории страны.
«Уже есть такие примеры и, наверное, в будущем будет использоваться такая модель, когда иностранные компании заходят на площадку действующего фармацевтического предприятия, входят в его капитал, приобретая его полностью или частично, таким образом, проникая на рынок. Среди таких компаний уже есть турецкие производители и компании из Польши. Российские игроки в последнее время заходят таким же образом», – говорит член правления Ассоциации поддержки и развития фармдеятельности Батырбек Машкеев.
Согласно данным, которые нам предоставили в ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана», иностранные компании охотно вкладывают средства в отечественный рынок. К примеру, польская компания PolPharma приобрела 51% акций от местной компании АО «Химфарм», вложив в сумме порядка $100 млн инвестиций в строительство и модернизацию, получив при этом международный стандарт GMP, который позволяет компании экспортировать лекарственные препараты в страны Европы. Турецкая компания «Нобель» выкупила Алматинскую фармфабрику, вложила более $30 млн в реконструкцию, также получив стандарт GMP. Сегодня компания планирует вложить еще 60 млн в строительство завода в индустриальной зоне в Алматы. Казахстанская компания «Глобалфарм» продала 60% своих акций самой крупной фармацевтической компании в Турции ABDI Ibrahim.
«Суммарный объем иностранных инвестиций, направленных на развитие и реконструкцию заводов и предприятий, составляет более $200 млн. Привлечение инвесторов объясняется ориентированностью отечественного рынка на экспортное производство лекарственных средств и сокращением иностранного присутствия», – говорит президент ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана» Серик Султанов.
Смена ориентира
Согласно данным Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, в стране действуют порядка 79 предприятий, занятых в фармацевтической промышленности, также включая средних и мелких производителей. Так, более 90% всех выпускаемых в Казахстане лекарств в денежном выражении приходится на долю 6 наиболее крупных заводов-производителей.
Сегодня импортная фармпродукция включает как оригинальные препараты, так и более доступные генерики, которые поступают в страну в основном из Индии и России и других стран. Из $1,5 млрд объема казахстанского рынка около $800 млн приходится на госучастие. Таким образом, фармацевтический рынок Казахстана условно можно разделить на розничные аптечные продажи и государственные закупки.
«Рынок оценивается в $1,5-1,7 млрд, где половина – это деньги государства, вторая половина – эта средства потребителя. То есть 800 млн тратит государство на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, остальное потребитель платит из своего кармана», – объясняет Батырбек Машкеев.
По мнению экспертов Business Monitor International (BMI), основной причиной активного участия государства в этом секторе и развитие фармпромышленности через консолидацию госзакупок лекарственных средств является решение государства повысить уровень внутреннего фармацевтического рынка до 50% в натуральном выражении. На сегодняшний день эта цифра достигает пока только 30%.
«Казахстанский рынок сильно зависим от иностранных компаний. Представьте себе, 12% местного производства против 88% импорта. Это однозначная зависимость от импорта. Лекарства, которые производятся у нас, рассчитаны на внутреннее потребление. Раньше фармацевтический рынок рос на 12-15% ежегодно, сейчас же эта цифра немного меньше – до 7%. Дело в том, что у нас растет потребление лекарственных средств как со стороны государства (в рамках госзаказа – прим. ред.), так и со стороны самого населения. Хотя, если взять затраты на душу населения, то они по-прежнему на низком уровне. К примеру, в США примерная сумма затрат составляет $400-500, в Японии – $800, а у нас это $80-$100 на человека», – говорит Машкеев.
Основное присутствие за собой обозначили такие страны, как Германия, Франция и Индия с $234 млн, $130 млн и $97 млн долей импорта в 2013 году. Эксперты утверждают, что местный производственный рынок довольно консервативен. Компании, занятые в сфере производства лекарственных средств, в основном ориентированы на среднюю потребительскую корзину. Оригинальные дорогие препараты представлены странами Западной Европы и США.
По словам Серика Султанова, оригинальными препаратами пользуются около 2-3% населения, но это составляет практически 40% от всего рынка с финансовой точки зрения.
«Тут важно привести два показателя. Если говорить о денежном выражении, то более 85% – это иностранные препараты, 15% – отечественные. Если брать в натуральном выражении, то есть в таблетках и капсулах, то на рынке 37% – это отечественные препараты и более 60% – импортные. Оригинальными препаратами пользуются около 2-3% населения», – объясняет спикер.
Ключевыми экспортерами казахстанских лекарственных средств являются Кыргызстан и Туркмения. В 2013 году Казахстан поставил лекарственных средств в эти страны на сумму в $8,7 млн и $1,8 млн соответственно.
Сырьевая зависимость
Практически вся отрасль фармдеятельности сосредоточена в частных руках. Основными проблемами слабой развитости казахстанского фармрынка эксперты называют низкий уровень развитости инфраструктуры, затраты на сырье для медикаментов и отсутствие подходящего оборудования – все это является сдерживающими факторами развития местного рынка.
Казахстанские производители сильно зависимы от сырьевой составляющей производства. Местным игрокам приходится закупать сырье для производства лекарственных препаратов за границей, что делает местную фармдеятельность зависимой от всех этих факторов. Основными поставщиками сырья для производства являются Индия и Китай. Стоит отметить, что именно эти страны обеспечивают порядка 80% от всей сырьевой составляющей мирового рынка фармпроизводства.
«Во всем мире сырье для производства лекарственных средств закупают в Индии и Китае, так как это самое вредное производство, а в этих странах оно уже налажено. Оборудование для производства завозят из Италии и Германии», – объясняет Султанов.
Местные компании часто не в силах выдержать конкуренцию по отношению к иностранным компаниям, более того, отечественная составляющая, учитывая все факторы, крайне мала.
Как утверждает Машкеев, иностранным компаниям достаточно легко зайти на отечественный рынок, именно этим объясняется их присутствие на рынке. Но, по словам спикера, такая ситуация вполне приемлема для ряда многих стран, так как существуют препараты, которые не производятся на местном рынке.
«Иностранные лекарства в цене часто выше, чем местные. Казахстанский рынок нельзя назвать чисто генерическим рынком, где присутствуют только Индия, Китай или Россия. Да, мы зависимы, но ни одна страна не обходится только своими препаратами. Даже такие страны, как Германия и Швейцария, могут обеспечить себя лишь на 30%. Конечно, есть такие страны, как Иран, которые закрыты на 90% и им приходится самим себя обеспечивать, но это происходит по причине эмбарго, которое было наложено на страну», – говорит он.
Таким образом, рынок фармпроизводства будет развиваться за счет иностранной составляющей на местном рынке, привлекая в эту область все больше заинтересованных зарубежных компаний и инвесторов.
Источник: Kapital.kz