Инвестиции, локализация, санкции – что в приоритете?

0
866

ros-germ

В Москве состоялось заседание Комитета по локализации Российско-Германской внешнеторговой палаты на тему «Локализация производства лекарственных препаратов и медицинской техники». Торговый оборот между Россией и Германией в 2013 году составил    76 млрд евро, бизнес с российскими предприятиями ведут около 6 тыс. немецких фирм. В этом году прогнозируется его падение на 15%-20%, до 65 млрд евро, в связи с непростой экономической ситуацией в мире, введением санкций против России, а также резкими колебаниями курса евро и доллара по отношению к рублю. Как влияет создавшаяся ситуация на локализацию фармпредприятий в России? Какой должна быть глубина переработки? Какие преференции ожидает локализованный бизнес? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе заседания.

Вопросы локализации соотносятся как с экономическими, так и с политическими предпосылками и каждый инвестор решает их исходя из собственной стратегии и видения перспектив.

В Российской Федерации с 2009 года реализуется стратегия «ФАРМА-2020», предусматривающая  ряд этапов, в том числе дженериковое импортозамещение, локализацию полного цикла производства на территории страны, приход R&D. Отдельное внимание со стороны федеральных и региональных властей уделяется вопросам развития биофармацевтических кластеров, поддержке локальных производителей через преференциальную политику. Эти усилия призваны привлечь инвестиции и поддержать развитие фармотрасли. Но существует ряд нерешенных тем. «К сожалению, до сих пор не определён статус «локального продукта». Идут дискуссии о соотношении глубины переработки и статусности продукта. Предприятия, работающие по полному циклу производства, имеют такие же преференции, как и те, что только осуществляют стадию упаковки на территории страны, и это не совсем справедливо» — отметил Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.

Своё суждение о перспективности развития кластеров высказал Юлиус Крюгер, Директор по международному развитию Fresenius Medical Care. «Большинство кластеров располагается в глубинке, где нет развитой инфраструктуры, школ, детских садов, хороших больниц. Построив предприятие, мы не можем найти квалифицированные кадры, которые согласятся туда поехать, вследствие чего возникает их дефицит. О засилии русской бюрократии  знают все, кто локализовался в России, к тому же производительность труда в России ниже, чем в Европе. Все эти проблемы приводят к повышению себестоимости произведенной продукции и сопоставимы со стоимостью производства в Германии. По моему мнению, локализация в России вопрос больше политический, чем экономический» — заключил Юлиус Крюгер.

Но несмотря на все проблемы в экономической и политической сферах жизни бизнес решает вопрос о локализации в пользу России.  Предприятия, локализовавшиеся в стране работают, развиваются, наращивают объемы производства и «продуктовые портфели». Несмотря на геополитические сложности и экономические санкции страна остаётся привлекательной для инвесторов, особенно из стран Юго-Восточной Азии, таких как Китай и Корея. В этом году  открыли свои двери два  фармацевтических производства, проинвестированные европейцами и израильтянами, на подходе несколько проектов « Green field ».

Пресс-служба АРФП