Южноуральцы не отказываются от освоения фармрынка, однако мощностей для этого практически нет

0
984
Аптечная сеть
Аптечная сеть

К 2018 году рынок медикаментов должен быть на 90 процентов обеспечен отечественными препаратами. Это требование из майских указов главы государства. В своем послании Путин напомнил о необходимости скорейшего импортозамещения.

Название с аналогами

Тема больная во всех смыслах этого слова. В отношении фармацевтического рынка нашего региона особенно.

По данным аналитиков DSM Group, доля лекарств российского производства на коммерческом рынке в стоимостном выражении составляет всего 23 процента, в натуральном, по числу проданных упаковок — 56. Импорт занимает около 85 процентов от общего объема лекарственных госзакупок, в госпитальном сегменте — 70 процентов (годовой объем закупок — 115 миллиардов рублей), в программе дополнительного лекарственного обеспечения — 86 процентов (годовой объем — 65,5 миллиарда рублей).

По словам Натальи Аксеновой, директора южноуральской аптечной сети «Здоровье», федеральная статистика практически повторяется на региональном уровне. Если оценивать продажу медикаментов в упаковках, то отечественные производители выбиваются, пусть и незначительно, в лидеры. А в ценовом выражении, учитывая дороговизну импортных препаратов, доминируют заграничные лекарства. Это же касается и новинок фармации, поскольку отечественные химики не могут позволить себе значительных трат на исследования и разработку. Оригинальные препараты, на несколько лет защищенные патентом, только потом переводятся в разряд дженериков для производства в фирмах-ресинтезаторах стран Восточной Европы, Индии и Китая. Дженерики, как правило, по своей эффективности не отличаются от «оригинальных» препаратов, однако значительно дешевле их.

Перейти на «самообеспечение» медикаментами в обозримом будущем нашему региону не грозит. Канул в Лету «Полифарм», стоит на берегу этой мифической реки Копейская фармацевтическая фабрика, не первый год ждущая инвесторов. Производство различных лекарственных настоек и спиртосодержащих препаратов оказалось неконкурентным, и некогда известное предприятие, по сути, оказалось банкротом, производство остановлено, штат открытого акционерного общества исчисляется тремя сотрудниками. Аукцион по продаже акций фармфабрики областным фондом имущества назначен на 20 января. Впрочем, это уже не первая попытка реанимировать производство. Пока ни одна не завершилась результативно.

— Фармацевтическое производство развито в Свердловской, Курганской, Пермской областях и Башкортостане, — добавила Наталья Аксенова. — В нашем регионе присутствие ведущих игроков на этом рынке пока не наблюдается.

— Если говорить об отечественных препаратах, то ни в одном нормативном документе я не обнаружила, что это такое, — уточнила Галина Кетова, главный клинический фармаколог регионального минздрава. — У нас сейчас многие фирмы строят заводы на территории России, и считается, что они будут выпускать отечественные препараты. Почему в Челябинской области не развивается рынок фармпроизводства — сказать не могу. У нас были предприятия, но они закрылись.

Поэтому, в каких условиях будет происходить импортозамещение в условиях регионального фармацевтического рынка, вопрос риторический. Отдельного вопроса заслуживает тема ценообразования. По убеждению главного фармаколога региона, лекарства в России слишком дороги. И в подтверждение приводит свой личный пример, когда в челябинской аптеке за лекарство она отдала почти три тысячи рублей, а в Турции аналогичное, произведенное англо-шведской компанией, ей обошлось, в переводе на наши деньги, в 250 рублей.

Ядерная медицина

В разговоре главный фармаколог упомянула челябинское предприятие «Материа МедикаХолдинг». В августе там побывали представители регионального минэкономразвития, знакомились с реализацией инвестпроекта. После его завершения производство станет еще более технологичным, поскольку все оборудование соответствует европейским требованиям GMP.

Компания является предприятием полного цикла, проводит научные исследования, клинические испытания, производит и реализует произведенную продукцию в России и за рубежом. Номенклатура предприятия представлена более 40 наименованиями лекарственных средств. По заверению исполнительного директора филиала Владимира Рукавишникова, они работают в определенном сегменте рынка, но использовать мощности предприятия для производства аналогов многих импортных медикаментов вряд ли получится.

— Для импортозамещения необходимы предприятия с соответствующим оборудованием, — объясняет Владимир Васильевич. — Знаю, что в Екатеринбурге есть ампульное производство, достаточно крупные фармзаводы находятся в Ирбите, Кургане, которые могут производить широкий спектр лекарственных препаратов. Для этого у них есть необходимые площади и ресурсы. Специфика нашего предприятия не позволит освоить выпуск изделий иной номенклатуры.

Однако южноуральцы не отказываются от освоения фармацевтического рынка. Минувшим летом в Озерске было заявлено о строительстве научно-производственного технопарка по выпуску фармацевтической продукции. Инвестпроект предусматривает поэтапное развитие по трем направлениям: фармацевтическое производство по стандартам GMP, медцентр иммунологии и онкологии, а также научно-исследовательский и учебный центр.
Кроме того, Челябинская область обладает уникальной линейкой высокотехнологичного оборудования в сфере ядерной медицины. На базе челябинского и магнитогорского онкодиспансеров работают два центра позитронно-эмиссионной томографии, в распоряжении южноуральских онкологов имеется уникальный аппарат кибернож, запущен в работу циклотрон — один из первых в стране. В Снежинске планируется запустить производство радиофармпрепаратов. А в перспективе речь о размещении в Челябинской области центра протонной терапии, что позволит сформировать единый комплекс высоких ядерных технологий в медицине.

Олег Гошев, Южноуральская Панорама