Российских провизоров могут обязать предлагать покупателям более дешевые препараты

0
951
Аптечный рынок России
Аптечный рынок России

Федеральная антимонопольная служба обратилась с таким предложением к Минздраву. На сегодняшний день в аптеках продаются лекарства одинакового свойства, но в десятки раз отличающиеся по цене. Россияне переплачивают за дорогие аналоги, а с рынка постепенно вымываются доступные препараты. В ситуации разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Виктория Шеина.

Справиться с сезонным насморком, зудом и другими проявлениями аллергии можно за 70 рублей, заплатив за препарат «Цетиринакс». А можно купить «Зиртек» в 3 раза дороже. Оба препарата содержат одно и то же вещество — цетиризин, но стоят по-разному. Лекарства-аналоги в нашей стране могут различаться по цене и куда более существенно. Максимально — в 59 раз, подсчитали в Федеральной антимонопольной службе. И обратились к Минздраву с предложением: что если обязать аптечные сети сообщать своим покупателям, что, помимо дорогих препаратов, есть точно такие же, но дешевле? Потребитель зачастую не знает об этом, да еще реклама лекарств делает свое дело. В итоге доступные препараты лежат на полках, затем аптеки перестают их покупать, а производители — выпускать. А ведь может быть по-другому, говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.

«У нас на сегодняшний день врач выписывает лекарства по веществу. Это сделано именно для того, чтобы, приходя в аптеку, потребитель, исходя из цены, выбрал препарат. Речь не идет о замене одного препарата на другой. Это один и тот же препарат, но произведенный разными производителями».

Энтузиасты регулярно выкладывают в Интернете списки препаратов с указанием более дешевых аналогов. Но когда человек спешит или страдает от острой боли, ему некогда изучать такие публикации. Провизоры должны помочь в этом случае. Вопрос в том, как обязать их общаться с покупателями, как их контролировать. Тут поможет принцип «на бога надейся, но и сам не плошай», считает эксперт Нелли Игнатьева.

«Прошу наших граждан: приходя в аптеку, интересоваться, а какие лекарственные препараты, по какой стоимости есть по тому веществу, которым вы интересуетесь. Цена порой различается в десятки раз. Нам, фармспециалистам, нужно называть разброс цен на тот или иной препарат».

Производители дорогих лекарств пострадать от такой политики не должны. Во-первых, не каждый захочет покупать более дешевый аналог. Есть приверженность брендам, есть у покупателей внутренняя установка, что если препарат помог знакомым людям, то ему можно доверять. Вдобавок у более дорогих лекарств существуют дополнительные свойства — например, мятный или апельсиновый вкус. Нюансов масса. Каждый потребитель должен получить то, что ему больше нравится: одним — сироп от кашля с ароматом корицы, а другим — такое же средство, но подешевле. Главное, чтобы эти аналоги были действительно взаимозаменяемыми, отмечает член общественного совета при Минздраве, директор Центра социальной экономики и эксперт фармацевтического рынка Давид Мелик-Гусейнов. На практике так происходит не всегда.

«К сожалению, ситуация пока далека до идеальной. Не действуют стандарты GMP, очень слабый контроль над производством. Не разобрались в отношении взаимозаменяемости биологических препаратов. Это живые клетки, живые культуры, и заменять их нужно очень и очень осторожно».

Разброс цен происходит от многих факторов. По сведениям антимонопольной службы, в последнее время появились «терапевтически неоправданные новые лекарственные формы, дозировки и упаковки». Было 8 таблеток в пачке, и их хватало для того, чтобы пройти курс лечения, к ним добавили еще 2. Цена повысилась, хотя надобности в этом не было. Но пока аптечные сети не спешат с разъяснениями, что можно купить подешевле, эксперты рекомендуют: не лениться и самим интересоваться, какой доступный аналог есть у того или иного средства.