Людмила Козлова: Необходимо будет провести индексацию цен на ЖНВЛП

0
736
Людмила Козлова
Людмила Козлова

Достаточные ли усилия предпринимает Правительство для того, чтобы сдержать рост цен на лекарства? Почему реформа здравоохранения привела к массовым протестам московских врачей? Что поможет повысить качество и доступность медпомощи? Об этом «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова.

Людмила Вячеславовна, один из самых болезненных вопросов для россиян — рост цен на лекарства. Всё ли возможное делает Министерство здравоохранения для того, чтобы его сдержать?

— И Минздрав, и курирующая этот вопрос вице-премьер Ольга Голодец уделяют проблеме много внимания. Замечу: рост цен на медикаменты из перечня жизненно-необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а именно их стоимость регулирует государство, остаётся ниже инфляции. И дефицита на рынке лекарств нет. Принятые поправки к закону «Об обращении лекарственных средств» разрешают разовую индексацию предельных отпускных цен на лекарства, включённые в этот перечень. В настоящее время Министерство здравоохранения ведёт переговоры с производителями и поставщиками лекарств для согласования размеров возможной индексации цен отечественных и зарубежных производителей. Сделать это будет необходимо: после роста курса валют себестоимость многих лекарственных препаратов в нижнем ценовом сегменте оказалась выше их отпускных цен, производить эти лекарства предприятиям становится не выгодно, и они вынуждены отказываться от их выпуска. А это чревато дефицитом на фармрынке.

Не без волнения население следило и за протестами врачей, недовольных ходом реформы здравоохранения. Откуда такой всплеск возмущения в Москве?

— Начну с вопроса. Для чего, с какой целью проводятся реформы в любой отрасли? Для того чтобы улучшить ситуацию. Так что целью реформирования здравоохранения должно быть повышение качества и доступности оказания медицинской помощи. Надо признать, что цель эта не совсем достигнута. И методы её достижения мне не очень понятны. Да, нужно было отдельные виды оказания медицинской помощи перенести из стационаров в поликлиники. Мы лет десять, если не больше, говорили о необходимости применения стационарозамещающих технологий. И в этой части я поддерживаю руководителей здравоохранения Москвы. Но как это попытались сделать в столице? Практически без предварительного широкого обсуждения с медицинской общественностью, молниеносно, без опять-таки предварительной подготовки амбулаторно-поликлинического звена сократили койки, медперсонал, закрыли некоторые больницы и продекларировали перевод оказания части медицинской помощи из стационаров в поликлиники. И это при имеющемся в поликлиниках дефиците врачей (и прежде всего специалистов: кардиологов, неврологов и медсестёр). Могло это улучшить качество и повысить доступность оказания медицинской помощи? Ответ очевиден.

Как, на ваш взгляд, реформу стоило проводить?

— Прежде чем резать, надо, как гласит пословица, семь раз отмерить. То есть поговорить с персоналом, разъяснить необходимость реформ, решить вопрос с дефицитом кадров, предложить части врачей, особенно молодёжи, пройти переподготовку по специальностям, дефицитным в поликлиниках. Не мешало бы услышать мнение тех, кто работает и в стационарах, и в поликлиниках, и предложить им варианты трудоустройства. Всё это надо было сделать гласно и с уважением как к медицинским работникам, так и к тем, кому они оказывают, замечу, не услуги, а медицинскую помощь, то есть к нашим согражданам. Повторю, что решение о переводе части медицинской помощи, оказываемой в стационарах, в поликлиники было правильным. Но вот методы его реализации подвели. Именно эти, не во всем продуманные действия, привели к негативной реакции медицинских работников и митингам.

Улучшить качество и доступность медпомощи чиновники пытаются и другими методами. Недавно глава Минздрава Вероника Скворцова представила первый публичный рейтинг поликлиник.

— Действительно, это очень важно. Первоначально исследование проводили сотрудники Минздрава и экспертное сообщество. На следующем этапе оценить качество работы поликлиник сможет и население. В рейтинг уже вошли 1283 медучреждения из 80 регионов России. Этот перечень будет расширяться. Критерии эффективности работы поликлиник включают более 44 показателей, на основании которых разработан интегративный показатель благополучия организации. По сути, рейтинг является активным и очень действенным механизмом совершенствования системы повышения качества и доступности оказания медицинской.

Ольга Шульга, «Парламентская газета»