Сегодня казахстанский фармацевтический рынок стоит на пороге кардинальных перемен. Девальвационная «лихорадка» со всеми ее последствиями и предстоящее объединение рынков вызывает много вопросов. К примеру, как рынок будет реагировать на свободное плавание тенге, как приспособится к новым условиям, изменится ли расстановка сил после интеграции? Ответить на эти вопросы для Фармацевтического обозрения Казахстана попросили президента Ассоциации международных фармацевтических производителей Республики Казахстан В.Н. Локшина.
Вячеслав Нотанович, регулирование цен на лекарственные средства введено в нашей стране сравнительно недавно. Как оно осуществляется, и какие методы еще применяются в целях экономии средств на закупки лекарств?
В настоящее время в Казахстане регулируются цены только на те лекарства, которые закупаются для нужд ГОБМП. В конце июля вышел приказ, в котором правила формирования цен были детализированы с учетом реалий, система формирования цен стала более понятной и прозрачной. В частности, предельная цена теперь определяется как среднее арифметическое между зарегистрированными предельными ценами (а не оптовыми, как было ранее) торговых наименований лекарственных средств в разрезе одного МНН с учетом лекарственной формы и дозировки, закупаемых в рамках ГОБМП. Предельная цена включает оптовую надбавку не более 15%, а ранее она формировалась с учетом наценки единого дистрибьютора и индекса потребительских цен.
Для лекарственных средств, производимых отечественными предприятиями в условиях GMP и поставляемых в рамках долгосрочных договоров, заключенных до 1 января 2015 года, предельная цена стала определяться на основе цены фактического закупа предыдущего года, с учетом оптовой наценки, и ежегодно в течение последующих 5 лет, — снижаться на 5%.
Представленные на регистрацию цены анализируются уполномоченным органом посредством внутреннего и внешнего референтного ценообразования. И, если цена завышена, то проводятся переговоры с производителем или его законным представителем по ее обоснованию и возможному снижению. При несогласии сторон вопрос рассматривается Формулярной комиссией.
И, самое главное, в случае изменения официального курса тенге к доллару более чем на 15% при формировании предельных цен дополнительно учитывается коэффициент изменения курса тенге к доллару. Это очень важно с учетом сегодняшней экономической ситуации.
В целом, данная система ценообразования позволит более экономно и эффективно расходовать средства, выделяемые на закуп лекарств. Она дает возможность выполнить обязательства по поставкам лекарств в случае девальвации, а, значит, защищает пациентов от дефицита лекарств. Плохо лишь одно, что столь важный приказ разрабатывался непосредственно перед началом закупок, производителям пришлось в спешке предоставить предельные цены, а ведь их еще требовалось проанализировать, зарегистрировать и т.д.
Есть ли еще резервы для экономии средств?
Медицина и, в частности, фармакотерапия, область довольно сложная, она требуется системной оценки. Лекарство может быть дорогим, но его применение с точки зрения более высокой эффективности курса терапии, меньшей вероятности развития побочных реакций и их тяжести может быть экономически более выгодно. Т.е. лечить можно годами, но важно ведь вылечить пациента, причем с минимальными последствиями. Закуп таких лекарств — и есть экономия.
Все чаще на разных уровнях поднимается вопрос о необходимости введения регулировании цен на лекарственные средства в коммерческом сегменте. Насколько это оправдано в сегодняшней ситуации?
Время от времени население жалуется на необоснованное повышение цен на лекарственные средства. При этом люди считают, что повышение цен обусловлено стремлением «нажиться». На деле это не совсем так. Ретроспективный анализ показывает, что цены на лекарственные средства в долларовом эквиваленте за последние 10 лет изменились незначительно. Повышение составило всего лишь 5-10%, что значительно меньше показателя инфляции. Цены увеличиваются только в тенге, что связано исключительно со снижением покупательной способности нашей национальной валюты. Также оставались низкими наценки дистрибьюторов и аптек. Так, в секторе государственных закупок оптовая наценка не превышает 15%, а розничная — 25%. В коммерческом сегменте, согласно аналитическим данным, наценки дистрибьюторов и аптек намного меньше (на разные препараты она может составлять 5-10% и 7-25%, соответственно). Опыт показывает, что лучшим регулятором цен на лекарственные средства является сам рынок, а, точнее, жесткая конкуренция, которая на нем присутствует.
В странах с развитой страховой медициной стоимость лекарственных средств возмещается в полном или частичном объеме и население не ощущает бремени затрат на лечение. У нас в некоторой степени ценовую чувствительность снижают программы лекарственного обеспечения, реализуемые в рамках ГОБМП. Тем не менее, немалая часть затрат на лекарства все же ложится на плечи пациентов.
Переход на «плавающий» курс национальной валюты может осложнить ситуацию. В зависимости от внешних факторов тенге может в течение месяца опускаться и подниматься на несколько десятков пунктов. Это неизбежно скажется на ценах, они повысятся, как только закончатся запасы фармпродукции, закупленной по «старым» ценам. В этих условиях можно говорить о регулировании цен на те жизненно важные лекарства, которые закупаются на государственные средства. Тем более, что на них уже зарегистрирована цена производителя и установлена предельная закупочная цена. По аналогии на эти лекарства можно установить предельные цены с учетом определенной оптовой и розничной наценки, которые буду пересматриваться раз в год.
Главное — ввести требование, чтобы препараты, входящие в этот перечень, всегда были в наличии в аптеке. Данная модель для Казахстана наиболее приемлемая и безрисковая. Предприятиям оптовой и розничной торговли она не нанесет урона, так как наценки укладываются в пределы рентабельности. Она также не повлияет на ассортимент, представленный на рынке, т.е. не будет способствовать вымыванию с рынка дешевых препаратов. Население будет видеть прозрачность формирования цены, что окажет позитивное влияние на имидж отрасли.
Уже через несколько месяцев начнет функционировать единый рынок лекарств в рамках ЕАЭС. Как это может повлиять на цены на лекарственные средства и на рынок в целом?
Единые правила регистрации, взаимное признание регистрационных удостоверений, результатов инспекций и исследований, а также беспошлинный ввоз товара уменьшит издержки производителей и должно позитивно сказаться на рынке. Но не все так просто. Предлагаемая сегодня модель предполагает подачу документов на государственную регистрацию во все страны ЕАЭС, что для производителей, в принципе, ничего не меняет и, конечно, не устраивает представителей фармбизнеса. Выход из ситуации — создание единого наднационального органа по государственной регистрации.
В остальном все останется как прежде, потому что каждая страна сохранит маркировку упаковки в соответствии со своими национальными требованиями. Между тем, производители и дистрибьюторы должны понимать, что конкуренция между ними усилится. Будет сложно контролировать перемещение лекарств из России в Казахстан и, наоборот. Национальная упаковка и выравнивание стоимости пары доллар-рубль и доллар-тенге будет способствовать уменьшению потока контрафакта в сопредельные с Россией регионы нашей страны. Жизнь заставит держать эквивалентные цены. Отечественный бизнес не выдержит российского демпинга, предприятия просто закроются вследствие «наплыва» товаров из России.
Произошла девальвация национальной валюты. Что будет предприниматься для сдерживания цен? Или мер, принятых ранее, достаточно?
Фармацевтические компании в лице профессиональных отраслевых ассоциаций ежегодно подписывают меморандум с МЗСР РК о сдерживании цен на наиболее востребованные у населения лекарства. В последние годы список был увеличен со 100 до 200 наименований. Все аптеки соблюдают условия меморандума. Этих мер вполне достаточно.
Что еще необходимо учитывать?
Фармация — особенный вид деятельности и участники сферы обращения должны понимать свою социальную ответственность. В 2009 и 2014 годах фармацевтические производители и дистрибьюторы пошли на сокращение своих издержек и поставили препараты по девальвационным ценам. В этом году девальвация произошла, когда основные тендерные поставки уже завершились. Тем не менее, еще много чего осталось. Поэтому необходимо взаимное понимание между государственными органами, производителями и дистрибьюторами. Для государства, если есть возможность, компенсировать цену с учетом девальвации, для дистрибьюторов и производителей — пойти на снижение цен на услуги и продукцию. Самое главное — это здоровье пациентов, нужно сделать все возможное, чтобы они не остались без лекарств. Я призываю всех к взаимопониманию.
Может ли создание единого рынка лекарств оказать влияние на структуру представительств и рынок труда в фармотрасли?
Многие международные производители переносят головные офисы в Москву, т.е. создают кластеры, координирующие работу на всем пространстве ЕАЭС. Это логично. Но Казахстан остается независимой страной и в любом случае нужно иметь здесь полноценный офис.
Ольга Баимбетова
Фармацевтическое обозрение Казахстана
http://pharm.reviews/