ЮНЭЙДС направила Минздраву подробный план борьбы со СПИДом

0
759

unaidsКак выяснили «Известия», ситуацией со СПИДом в России обеспокоены в центральном аппарате ЮНЭЙДС — специализированного подразделения ООН «Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД» (Joint United Nations Programme on HIV/AID, UNAIDS). Исполнительный директор ЮНЭЙДС Мишель Сидибе 29 сентября направил министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой письмо с предлагаемым планом исправления ситуации.

В ООН выступают за расширение охвата лечения людей, живущих с ВИЧ, предлагают вернуть централизованные закупки лекарств и прибегнуть к принудительному лицензированию, то есть производству лекарств без разрешения правообладателя. Это позволит наладить выпуск современных препаратов в России и в разы снизить цену. Для такого экстренного копирования в условиях эпидемии Россия не нарушит ни международного, ни собственного законодательства — отдельного закона не нужно. Тем временем депутат Сергей Кузин отправил в Минздрав предложения о принудительном копировании двух американских лекарств от ВИЧ-инфекции.

Сидибе в своем письме настаивает на организации более раннего лечения всех с диагнозом ВИЧ и говорит об эпидемии как о факте. С ним согласен директор Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский.

Как таковая эпидемия есть. Вопрос состоит лишь в том, признать или не признать это национальной угрозой. Лично я признаю это. Потому что зарегистрировано порядка 60% всех ВИЧ-инфицированных. На данный момент зарегистрировано уже около 950 тыс. ВИЧ-инфицированных, из которых умерло почти 200 тыс. А оставшиеся 750 тыс. живых нуждаются в лечении, из них на лечении у нас находятся только 190 тыс. Это очень мало. Предполагаю, что больных в два раза больше, 1,5 млн человек, — сказал он.

«ЮНЭЙДС предлагает вашему вниманию ряд важных предложений по ускорению работы, направленной на расширение охвата обеспечением антиретровирусной (АРВ, сдерживает развитие болезни. — «Известия») терапией всех граждан, живущих с ВИЧ», — пишет Сидибе. Подлинность письма и прикрепленных к нему предложений подтвердили в московском подразделении ЮНЭЙДС .

В предложениях подход России к патентному праву в сфере производства АРВ-препаратов назван консервативным: страна не применяет гибкие положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) в сфере общественного здравоохранения. 31-я статье ТРИПС «Другие виды использования без разрешения патентообладателя» предусматривает случаи принудительного копирования: чрезвычайная ситуация в стране или другие обстоятельства крайней необходимости, некоммерческое использование государством. Кроме того, Сидибе ссылается на российское законодательство — ст. 1360 ГК РФ (по ней правительство РФ «имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации»).

ЮНЭЙДС ставит России в пример опыт стран БРИКС, таких как Бразилия и Индия: «В Бразилии выдача принудительной лицензии на один из препаратов для лечения ВИЧ позволила сэкономить около $240 млн за 5 лет, в Индии новые формы уже уже существующих препаратов или комбинации известных препаратов для лечения ВИЧ не патентуют — фактически Индия пресекла возможность существования «вечнозеленых патентов». Кроме того, опыт показал, что с введением механизма принудительного лицензирования приток иностранных и отечественных инвестиций в национальную фармацевтическую промышленность не прекратился».

В целях экономии средств Минздраву предложено расширять производство АРВ-нацпрепаратов с привлечением крупных производителей из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении) и БРИКС. По данным ЮНЭЙДС, годовая стоимость АРВ-терапии в Бразилии составляет $400, в ЮАР — $100, а в России около $1,5 тыс. За счет снижения цен на препараты Бразилия смогла увеличить охват лечением до 400 тыс. человек, а ЮАР — до 3 млн (крупнейшая программа в мире).

Далее, ЮНЭЙДС поддержала предложение российской Федеральной антимонопольной службы о необходимости поправок в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 2011 года, с тем чтобы снова забрать у регионов и централизовать закупку АРВ-лекарств. Дело в том, что, к примеру, в 2014 году препарат «Тенофовир» закупался в Ставропольском крае по цене 12 440 рублей за упаковку, а по Московской области — 7527 рублей (разница более 65%). При этом минимальная цена на «Тенофовир» в мире, согласно отчетам организации «Врачи без границ», составляет $3,96 (дженерик) и $17,25 (оригинал) за упаковку.