Эксперты фармрынка оценили перспективы его развития в 2016 году

0
1246

leky i medizdЛекарства в России подорожали в среднем на 25% в этом году из-за падения курса рубля, а нестабильная макроэкономическая обстановка дает простор дальнейшему росту цен в 2016 году, но не столь драматичному, говорят аналитики, опрошенные РИА Новости.

«Поведение рынка было вполне предсказуемым. Рост стоимости лекарств на 17-50% по разным наименованиям связан с падением курса рубля, стагнацией рынка в ценах», — сказал глава Ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий (АПФ) Сергей Колесников.

«В секторе ЖНВЛП (жизненно важных лекарств) рост цен был не столь выражен, но это привело, как и предупреждали эксперты, к ускорению вымывания дешевых отечественных лекарств, как из аптечного ассортимента, так и из производства», — добавил он.

По его словам, в 2016 году цены продолжат расти, но не так стремительно, при одновременном снижении продаж из-за падения покупательной способности населения.

При этом большинство важных изменений для российского фармрынка произошли в конце года, и эффекта от них эксперты ожидают не ранее 2017 года.

В 2015 году лекарства в России в среднем подорожали на 25%, оценивает директор «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов. Сильнее всего подорожали самые дешевые лекарства — на 35-40%. В регулируемом сегменте рост цен оставался в рамках официальной инфляции — 12-14%.

В следующем году аналитики ожидают разной динамики роста цен на различные препараты, в том числе на лекарства из перечня ЖНВЛП — нулевого или минимального роста.

«Если девальвация рубля будет продолжаться, то, скорее всего, рост цен составит 10-15% в целом по рынку. У препаратов, которые попадают в перечень ЖНВЛП, где цены и наценки фиксируются государством, такой динамики роста не будет, — в пределах 5-8%. Динамика роста цен по отдельным позициям будет 30% и выше», — сказал директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

При этом лекарства большинства российских компаний попадают в перечень ЖНВЛП, отметил директор подразделения «Аналитика и консультирование» компании Synovate Comcon Healthcare Вениамин Мунблит.
По его словам, достаточно сложная ситуация у зарубежных компаний: с одной стороны, они вынуждены поднимать цены, чтобы сохранить минимальную прибыль, с другой — хотят сохранить долю на российском рынке, поэтому не могут сильно задирать цены.

«Если говорить про импортные препараты, то в этом году на рынке крайне малое количество компаний, которые подняли цены на свои лекарства в соответствии с изменениями курса валют. Гораздо легче тем компании, у которых невысокая доля на нашем рынке. Они могут себе позволить пожертвовать прибылью на российском рынке», — сказал Мунблит.

«Самое тяжелое положение у иностранных компаний, которые локализовали свое производство в РФ. Инвестировать в России достаточно дорого. Локализация пока никому не снизила себестоимость. Более того, в России она выше, чем в других странах. Но таким компаниям необходимо получить возврат инвестиций, что в период кризиса сделать крайне сложно», — добавил он.

По мнению гендиректора аналитического агентства DSM Group Сергея Шуляка, в этом году фармрынок РФ упадет сильнее, чем рынки других стран — на 30% в долларовом выражении.

По данным DSM, объем рынка в рублях по итогам 2015 года составит 1,2 триллиона, а в долларах – 20,5 миллиарда.

При этом, хотя фармрынок РФ утратил позиции быстрорастущего рынка, он остается перспективным и привлекательным для инвесторов, отметил глава агентства. «Мы были в тройке самых быстрорастущих рынков. Но в 2015 году мы выбываем из десятки лидеров по приросту из-за девальвации рубля», — сказал Шуляк.

«Но мнения по поводу перспектив нашего фармацевтического рынка обоснованы. После кризиса 2009 года он показывал хорошую динамику по росту, что является позитивным моментом для инвесторов», — добавил он.

По словам Шуляка, стабилизация курса доллара вернет рынку РФ утраченные позиции. Тогда можно ожидать его равнозначного прироста в долларах и в рублях.

Эксперты отмечают, что рынок давно ждал решения об ограничении госзакупок иностранных лекарств (так называемый «третий лишний»). Согласно постановлению правительства, принятому в этом году, иностранные предложения автоматически отклоняются, если подаются две и более заявки от поставщиков из РФ или стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), удовлетворяющие всем требованиям.

По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в список ЖНВЛП входят 608 препаратов, при этом 282 из них уже производят двое и более российских производителей.

«Третий лишний» не повлияет на цены, но будет хорошим стимулом для иностранных компаний продолжать локализацию своих производств России, отмечают аналитики.

При этом Шуляк из DSM считает, что «третий лишний» повлечет изменения в структуре госзакупок не раньше 2017 года. «Во-первых, госзакупки уже прошли. Соответственно, в следующем году ничего не изменится. Во-вторых, до 1 июля 2016 года будут проводиться конкурсы на второе полугодие. Изменений стоит ждать только в 2017 году», — пояснил он.

Эксперт также отметил, что локализация сама по себе не является драйвером роста экономики, а создает условия для дальнейших инвестиций в РФ.

«Третий лишний» также определяет статус локального продукта. До конца 2016 года ограничения не будут распространяться на препараты, упаковка которых произведена на территории стран ЕАЭС. Но с 2017 года производителям, которые хотят получить локальный статус, придется осуществлять в этих странах всю технологическую цепочку или производить лекарственную форму, а не только заниматься упаковкой препаратов.

ФАС совместно с профильными министерствами должна разработать новый механизм ценообразования на ЖНВЛП до 1 февраля 2016 года.

«Проблема нынешней методики в том, что некоторые цены были зарегистрированы пять лет назад или раньше. Некоторые заводы зарегистрировали препарат по низкой цене и не выпускают его. В реестрах остается зафиксированной эта конечная цена, а себестоимость производства сейчас выше этой цены», — пояснил Шуляк из DSM.

При этом аналитик считает, что предложить что-то лучшее достаточно сложно. «Любой ценой остановить рост цен — это утопия. Экономическая ситуация сейчас другая. А если всеми силами завинтить все гайки по изменению ценообразования, то получится, что мы можем остаться без лекарств. Пусть лучше будет препарат по более высокой цене, чем его не будет вовсе», — сказал он.

Беспалов из RNC Pharma, в свою очередь, отметил, что изменения, скорее всего, скажутся на регистрации цен на новые препараты, а для существующих лекарств ситуация не изменится.

Единые рынки лекарств и медицинских изделий ЕАЭС должны были начать работу с 1 января 2016 года, однако по факту они оказались не готовы к полноценному запуску. Россия пока не ратифицировала соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарств и медизделий в ЕАЭС. Параллельно совет Евразийской экономической комиссии должен принять полный пакет необходимых нормативных актов, состоящий из 34 документов.

По словам представителя ЕЭК, принятие полного пакета документов ожидается 20 января, а рынок может заработать в полную силу в феврале.

Эксперты, однако, в этом не уверены. Во-первых, рынок не может начать функционировать без ратификации соглашения Россией, а во-вторых, пакет документов недостаточно проработан, указывают они.

«К сожалению, нормативные документы подготовлены очень поздно, недостаточно обсуждены экспертным сообществом, и требуется достаточно длительное время для адаптации. Часть документов разных стран продолжают действовать, но противоречат друг другу, что позволит производить регистрацию не в стране происхождения», — говорит, в частности, Колесников из АПФ.

При этом эксперты отмечают, что сам по себе запуск единых рынков ЕАЭС не повлечет моментальных изменений, в том числе ценовых; более того – на первых порах может создать проблемы для своих участников. В частности, может увеличиться поток некачественных лекарств в Россию.

«Мы увидим поток лекарственных препаратов в РФ из Казахстана и Белоруссии. По казахстанским препаратам есть какое-то спокойствие: там фармпромышленность была создана с нуля и соответствует международным стандартам. А вот с белорусскими препаратами есть большие проблемы. Там старые заводы, которые будут выдавать не очень качественные лекарства», — отметил Шуляк.

Колесников, в свою очередь, указал, что единый рынок ЕАЭС может создать дополнительную конкуренцию для фармацевтических предприятий РФ. «В частности, переупаковка импортных лекарств на территории стран ЕАЭС и беспрепятственная реализация на территории России. Это создаст конкуренцию российским производителям, особенно после введения понятия «локальный российский продукт», исключающего из этого перечня препараты, которые только упакованы на территории России», — сказал он.