Цены в сфере госзакупок выросли более чем на 40% из-за отказа от товаров иностранных компаний, заявил замглавы Минэкономразвития (МЭР) Евгений Елин. Он подчеркнул, что протекционистские меры в отношении российской продукции приводят к потерям бюджета.
«Нам на сегодняшний день необходимо создать механизм, который ограничивал бы потери бюджета от применения протекционистских мер в отношении российской продукции. Потери возникают от того, что мы получаем рост цен из-за введения запретов и ограничения на госзакупки иностранных товаров», — заявил Елин на коллегии Минэкономразвития 2 февраля, передает РБК.
Замминистра также подчеркнул, что сейчас в России действуют ограничения по госзакупкам на почти 420 видов товаров иностранного происхождения.
«Мы видим, что эти ограничения сразу же дали нам рост цены более чем на 40% в сфере госзакупок, — заявил Елин, курирующий в министерстве сферу госзакупок. Он подчеркнул, что «неограниченные по времени протекционистские меры неизбежно приведут и к снижению качества продукции».
Елин заявил, что эти меры должны быть ограничены по времени и Минэкономразвития уже подготовило соответствующие предложения.
Ограничения на госзакупки иностранных товаров действуют в различных сферах. Так, в декабре 2015 года правительство ограничило госзакупки иностранных лекарств. Импортный препарат не сможет участвовать в госзакупке, если есть предложение хотя бы от двух отечественных поставщиков. Ранее, в феврале 2015 года, аналогичные ограничения были установлены на закупки иностранных медицинских изделий: товары зарубежного производства также было решено не допускать к госзакупкам при наличии как минимум двух заявок на поставку аналогичной продукции из стран ЕАЭС.
Счетная палата в конце прошлого года отчиталась о том, что с начала 2015 года в секторе госзакупок существенно выросла доля закупок у единственного поставщика. Доля закупок у единственного поставщика, которые эксперты называют неконкурентными, выросла на 17,6 п.п.: если за аналогичный период 2014 года такие закупки занимали пятую часть в общем объеме по стоимости (21,2%), то теперь — почти 39%. Как сообщали РБК в ведомстве, Счетная палата расценила это как снижение конкуренции и сочла, что это окажет влияние на экономию бюджетных средств.
Национальная ассоциация участников электронной торговли в конце 2015 года оценила потери крупнейших государственных заказчиков от завышения цен при госзакупках в 247,3 млрд руб. Эксперты отмечали, что больше всех — на 8,4% — завышают цены федеральные заказчики: каждый пятый госконтракт заключается по максимальной цене, с которой начинались торги.