Вакцин на Украине действительно нет — практически никаких, именно такая информация опубликована на портале society.lb.ua. Последние госзакупки лекарственных средств Минздрав Украины провел в конце 2014 года, и тогда было приобретено далеко не все, что нужно.
Давно кончились запасы БЦЖ. В 2014 году ее закупили совсем мало, в 2015 использовали полностью. Полученные в качестве гуманитарной помощи 3000 доз ситуацию не спасли — только в Киеве ежегодно рождается около 30 тыс. детей, и на одного ребенка расходуется две дозы БЦЖ. Сейчас в Украине сделать эту прививку можно только в частных медцентрах, которые используют российскую вакцину.
В стране нет вакцины от бешенства — ни в государственных медучреждениях, ни в частных. Дистрибьюторы не завезли вакцину на рынок. Так что если ребенка или взрослого вдруг укусила бешеная собака (белка, кошка, енот — все это регулярно случается), остается только срочно везти его, например, в Беларусь, и вакцинировать там.
Закончились запасы АКДС и АаКДС (вакцины от коклюша, дифтерии и столбняка). Дефицит АаКДС наблюдается во всем мире — из-за того, что во многих странах в национальные календари вакцинации внесли одну или несколько дополнительных прививок от коклюша. Таким образом, спрос сильно превысил предложение, а рынок не успел на это отреагировать — на изготовление вакцины с компонентом аК нужно около двух лет. АКДС (с цельным возбудителем) стоит дешевле, но в Украине зарегистрирована только одна такая вакцина, и на рынке ее почти нет. Кроме того, АКДС по сравнению с АаКДС более реактогенна.
В списке дефицитных были бы также вакцины от полиомиелита, если бы не полученная в прошлом году гуманитарная помощь. Еще из хорошего — в Украине имеются залежи вакцины от гепатита В — ее в 2014 году закупили много, а большой популярностью она не пользуется.
Говорят, что в Киеве также еще можно найти остатки вакцины от кори, краснухи и эпидпаротита (свинки). Туберкулин закупался только на уровне некоторых поликлиник.
В последний день декабря 2015 года Минздрав Украины перевел деньги на закупку вакцин ЮНИСЕФ. На данный момент, как сказали LB.ua в пресс-службе Минздрава, “продолжаются переговоры и тендерные процедуры, ситуация с вакцинами действительно сложная”. За более детальной информацией предложили обратиться в ЮНИСЕФ.
Там LB.ua ответили, что готовы поставлять вакцины, но у большинства из них нет регистрации в Украине.
“Наша организация готова осуществить поставку вакцин уже в ближайшее время, но существует проблема с регистрацией. Только три вакцины из тех, которые запросил Минздрав и которые могут быть поставлены ЮНИСЕФ, имеют регистрацию в Украине”, — говорит медицинский эксперт ЮНИСЕФ Катерина Булавинова.
Речь идет о вакцине от кори, краснухи и паротита производства ГляксоСмитКляйн, а также о вакцине от гепатита В. “И вот буквально на этой неделе прошла процедуру регистрации бивалентная оральная полиомиелитная вакцина производства Санофи Пастер, — говорит Булавинова. — Все остальные вакцины, которые мы могли бы поставить, не зарегистрированы. Производителям, которые участвуют в закупке через специализированные международные организации, предлагают пройти ускоренную процедуру регистрации в Государственном экспертном центре.”
Вакцину от кори, краснухи паротита ЮНИСЕФ готов поставить уже на следующей неделе, “если будут улажены все формальности, касающиеся упаковки и так далее”.
При этом пока невозможно предположить, когда будут поставлены жизненно необходимые БЦЖ, АКДС (или АаКДС, или комбинированные вакцины, которые содержат еще один дополнительный компонент) и вакцина от бешенства. Все в руках — хотя какие руки у госучреждения, в клешнях, может? — Государственного экспертного центра.
“Министерство здравоохранения просит ГЭЦ способствовать проведению регистрации вакцин. А ГЭЦ хочет действовать в рамках действующего законодательства, чтобы потом не пришлось отвечать перед прокуратурой, СБУ и Господом Богом, — объясняет главный детский иммунолог Киева Федор Лапий, который также является одним из тех экспертов, которые должны изучать документацию поданных на регистрацию вакцин. – Часто у чиновников позиция такая: “Давайте, пока мы не разберемся в законодательстве, ничего не будем делать”.