Государство пытается регулировать фармрынок «нерыночными» механизмами

0
937
Цены на лекарства
Цены на лекарства

В середине апреля в ходе «прямой линии» с населением президент РФ Владимир Путин заявил, что в ближайшие полтора-два месяца будет принято решение о мерах поддержки для производителей дешевых лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). С тех пор прошло почти полтора месяца, но за это время никакого конкретного решения о мерах поддержки принято не было.

Виктор Дмитриев
Виктор Дмитриев

Об этом рассказал «Известиям» Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности.

«Пока окончательное решение не принято. Все остальное — это прогнозы и домыслы», — заявил он. По словам эксперта, сегодня государство пытается регулировать рынок «нерыночными» механизмами. «Те меры, о которых говорят в правительстве и Госдуме РФ (госрегулирование цен на лекарства, субсидии предприятиям — производителям лекарств из списка ЖНВЛП, индексация стоимости лекарственных препаратов), не работают на рынке и, более того, могут привести к расцвету коррупции», — заявил Виктор Дмитриев.

В 2015 году из-за снижения курса рубля цены на фармпродукцию резко выросли. В марте прошлого года вступил в силу закон о госрегулировании цен на лекарства: правительство получило право устанавливать предельные отпускные цены производителя на препараты из списка ЖНВЛП, а также ограничивать оптовые и розничные надбавки. В октябре 2015 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев констатировал, что благодаря принятым мерам в большинстве регионов России цены на ЖНВЛП стабилизировались.

Вместе с тем регулирование цен привело к полному исчезновению из аптек дешевых лекарств. Об этом заявили в Федеральной антимонопольной службе. В частности, в ФАС обратили внимание на то, что фарм­производители сократили объемы реализации дешевой продукции, а оптовые и розничные продавцы в условиях ограниченных надбавок стали более заинтересованы в работе с дорогими препаратами. По оценке ведомства, некоторые производители лекарств вообще проигнорировали ценовые ограничения за счет внесения незначительных изменений в регистрационные документы препаратов (например, они перешли на выпуск новых дозировок и упаковок лекарств). Это привело к дальнейшему росту цен на отдельные препараты и к появлению на рынке по сути одинаковых препаратов, но с разными ценами. Правительство к предостережениям ФАС пока не прислушалось, а в январе 2016 года даже расширило перечни жизненно необходимых лекарств.

«Регулирование цен приводит к перекосу на рынке, — уверен Виктор Дмитриев. — Цены регулировать не надо, надо задуматься и попытаться понять, что мы хотим получить в итоге. Мы хотим обеспечить население лекарствами? Тогда правительство должно не пытаться удерживать цены, а помогать малообеспеченным гражданам оплачивать лекарства. Если мы хотим обеспечить население необходимыми препаратами, то однозначно надо вводить систему совместных платежей за лекарства».
Кто попадет «под раздачу»

Тамерлан Балаев - Генеральный директор ОАО Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга
Тамерлан Балаев

Помимо регулирования цен правительство и Госдума РФ предлагают и другие меры поддержки фармпроизводителей. В феврале депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов предложили правительству субсидировать фармацевтические компании, выпускающие ЖНВЛП, чтобы не допустить дефицита дешевых лекарств.

Тамерлан Балаев, генеральный директор ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга», считает, что это «странная мера». В частности, непонятно, каким образом будет определен порядок расчета и предоставления субсидий предприятиям. Что конкретно будут субсидировать: в целом работу предприятий или только выпуск лекарств из списка ЖНВЛП? В настоящее время портфели лекарств у всех предприятий разные — у каких-то компаний в портфеле всего 10% ЖНВЛП, а у других — 90%. Непонятно и то, из каких соображений будет исходить правительство при распределении субсидий: из реальных потребностей здравоохранения или из желания сохранить определенные предприятия в условиях кризиса?

По мнению Тамерлана Балаева, реально нужная мера для поддержки фармпроизводителей — это адресные дотации от государства на производство определенных препаратов. «Я частный предприниматель, мне нужна минимальная рентабельность, чтобы я производил определенные продукты, — рассуждает он. — Правительство зафиксировало цены ниже этой рентабельности. Более того, я, как предприниматель, не могу работать «в ноль», я хочу получать хотя бы минимальную прибыль. В других странах компании договариваются с государством о получении дотаций на компенсацию разницы между установленной ценой и ценой, выгодной для производителей лекарств. Такую систему пора внедрить и в России».

Иван Глушков
Иван Глушков

Схожее мнение высказал и Иван Глушков, заместитель генерального директора по развитию компании STADA CIS: «В краткосрочной перспективе единственное, что можно сделать, — это субсидировать убытки производителей лекарств из списка ЖНВЛП. Это самый быстрый инструмент поддержки, результаты от его внедрения будут заметны уже в конце 2016 года. Данная мера поможет сохранить производство недорогих лекарственных препаратов только на определенный промежуток времени».

Другая инициатива — разом проиндексировать стоимость лекарственных препаратов нижнего стоимостного сегмента — поступила из Министерства здравоохранения РФ. Предлагается проиндексировать стоимость лекарств из нижнего стоимостного сегмента на 30%, а из среднего — на 11,4%. По мнению Вероники Скворцовой, министра здравоохранения РФ, разовая индексация стоимости позволит производителям сохранить рентабельность, а государству — сохранить дешевые препараты на рынке. ФАС предлагает провести разовую индексацию регулируемых цен каждого препарата из списка ЖНВЛП стоимостью до 50 рублей на 5 рублей.

Николай Беспалов
Николай Беспалов

Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma, считает это предложение также «неидеальным». По мнению эксперта, разовая индексация ничего не изменит на рынке, индексировать нужно стоимость каждой конкретной группы препаратов.

«Вопрос не в размере процента, на который нужно проиндексировать стоимость лекарств, а в том, что индексация должна быть дифференцированной для разных производителей, — говорит Николай Беспалов. — Для какой-то компании будет уместно проиндексировать цены на 5%, а для другой — на 50%. Чтобы определить размер индексации правительство должно для начала собрать информацию о фактических затратах, которые несут компании — производители дешевых лекарств. Только после получения результатов такого исследования можно принимать решение об адресной индексации».

Минпромторг считает уместным вообще отказаться от регулирования рынка и позволить рыночным механизмам самостоятельно определить реальную стоимость лекарств. В середине февраля ведомство направило в правительство письмо с предложением полностью отказаться от государственного регулирования цен на дешевые лекарства. К такому решению в министерстве пришли на основании отчетов 67 предприятий — производителей препаратов из нижнего ценового сегмента за апрель–декабрь 2015 года. Минпромторг предлагает в 2016 году предоставить российским производителям право перерегистрировать цены на дешевые препараты «в заявительном порядке», а сдерживание роста цен обеспечить «за счет конкуренции». В качестве временной меры поддержки ведомство также предлагает субсидировать убыточные производства в соответствии с тремя критериями: минимальный объем выпуска — 5 млн упаковок в год, доля жизненно необходимых препаратов — более 40% в общем портфеле, численность сотрудников на предприятии — более 300 человек.