Сенаторы предложили вернуться к прямому бюджетному финансированию медпомощи

0
793
Сергей Калашников
Сергей Калашников

В Совете Федерации готовят предложение о ликвидации Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и возврате к прямому бюджетному финансированию медпомощи. Ряд сенаторов убеждены, что в условиях кризиса это является необходимым условием для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

В последнее время, отмечают эксперты, наблюдается резкий рост числа жалоб на то, что людям либо отказывают в бесплатной медицинской помощи, либо заставляют ждать по несколько месяцев.

По информации «Известий», 18 мая состоялось заседание комиссии по мониторингу экономической ситуации Совета Федерации, на котором были рассмотрены структура доклада об экономической ситуации в стране и предложения по модернизации экономики и выходу из кризиса.

В этом документе, который предполагается рассмотреть примерно через месяц на пленарном заседании верхней палаты, есть экономическая и социальная части, в которой идет речь об обеспечении социальной защищенности в условиях кризиса, а так же говорится о необходимости отказаться от нынешней системы финансирования медицинской помощи.

Председатель комиссии Сергей Калашников заявил «Известиям», что необходимо принять закон «О финансировании медицинской помощи в Российской Федерации», который упразднит ФОМС, возложит эти затраты на бюджет и предусмотрит перевод финансирования на федеральный и региональный уровни.

Правительство пока не идет на то, чтобы коренным образом поменять систему. Оно боится любых изменений, надеясь, что всё само рассосется. Критичность ситуации заставит принять это решение. Другое дело, что жить в это время прекрасное многим не придется, — говорит сенатор. — Страховые организации по логике вещей должны заниматься превентивной медициной, ведь легче предупредить болезнь, чем потом лечить. А у нас система профилактики полностью потеряна, хотя была главной особенностью семашковской модели медицины, перенятой половиной мира.

Сейчас в регионах одновременно действуют две программы медпомощи: общефедеральная программа-минимум, который обеспечивает ФОМС. И кроме того, каждый регион принимает в дополнение свою программу. При этом хуже всего тем регионам, которые решили, что не могут снижать уровень медицинских гарантий, и взяли те же социальные обязательства, которые были в 2014–2015 годах. А экономическая ситуация резко ухудшилась. На регионы возложена обязанность платить за неработающее население — пенсионеров, безработных и т.д. Эти граждане не платят в фонд, за них платит субъект, у которого зачастую нет денег.

Регионы в большинстве своем банкроты. В 2005 году, когда федеральная власть передала ряд полномочий, то есть своих социальных обязательств в регионы, их было 46. А на сегодняшний день их 105. И многие из них недофинансированы, — приводит данные Сергей Калашников.

Получается замкнутый круг: чем больше в регионе пенсионеров, безработных, людей, занятых в теневой экономике, тем больше региональный бюджет должен выделять денег. И вместе с тем по этой же причине — относительно небольшая доля работающих и платящих налоги граждан, то есть регион имеет меньше возможностей платить.

У нас фиктивная система ОМС, — заявляет Калашников. — Ее нельзя назвать страховой, о чем сказал президент еще в 2012 году. Она была полезна в 1993 году, когда гарантировала целевые поступления в бюджет: тогда не было бюджета на медицину, а это были деньги чисто на здравоохранение, их никто не мог изъять. И тогда, в первой половине 1990-х, она спасла ситуацию. Но сейчас воспроизводить эту имитационную страховую модель нельзя, тем более в нашей стране. Согласно 41 ст. Конституции, в России бесплатная медицинская помощь. Это значит, что здравоохранение нужно брать на госбюджет — и никаких вариантов! А мы придумали еще посредников, которые вообще непонятно за что отсасывают часть денег.