Cтоимость разработки препаратов удваивается каждые 9 лет

0
1511

issledovania

Знакомый многим медикам и фармакологам «закон Eroom» является прямой противоположностью закону Мура не только по написанию («Eroome» – это «Moore» наоборот), но и по содержанию. «Закон Eroom» гласит, что на создание новых лекарств уходит все больше времени и денег (стоимость разработки удваивается каждые 9 лет). В ближайшие годы человечеству предстоит найти ответ на вопрос, как, не жертвуя безопасностью и снижая строгих регуляторных норм, не допустить регресса в создании новых лекарств.

Эта глобальная парадигма стала фоном, на котором в Сколтехе 21 июня стартовала двухдневная конференция «Регуляторные аспекты разработки лекарственных препаратов». Открывая конференцию, ее модератор, главный редактор газеты «Фармацевтический вестник» Герман Иноземцев напомнил, что одной из главных тем недавнего Петербургского международного экономического форума стала экспортная ориентированность. В этом смысле конференция в Сколково тематически вполне перекликается с повесткой ПМЭФ. Какие исследования проводить и что является обязательным для портфолио лекарственного препарата? Каким образом вести диалог с американским FDA и европейским EMA? Каким образом будет проходить регистрации лекарства на пространстве Евразийского экономического союза, если клинические исследования проведены в России? Это лишь некоторые вопросы, на которые ищут ответы собравшиеся в иннограде специалисты, среди которых есть и именитые иностранцы.

Карл Пек
Карл Пек

Один из них – Карл Пек, доцент Калифорнийского университета, руководитель центра теории разработки лекарственных препаратов. Он рассказал об истории и принципах деятельности FDA, созданной в начале XX века для того, чтобы упорядочить хаос, царивший на американском рынке пищевых продуктов и лекарств. В то время нередки были случаи, когда сотни человек травились сиропом от кашля, в состав которого входили опиум, частицы насекомых и прочие экзотические ингредиенты, и другими товарами, продававшимися без рецепта. Из небольшой лаборатории в Вашингтоне за сто лет FDA превратилась в мощнейшую структуру, в которой работают 12 тысяч человек и бюджет которой измеряется миллиардами долларов. Именно с подачи FDA (и при значительном противлении американской медицинской общественности) в 1960-х годах стали обязательными клинические испытания новых препаратов. Повысившейся безопасностью и эффективностью лекарств мы обязаны всего-навсего одной букве «S» (в документах FDA слово investigation, «исследование», заменили на investigations, то есть «исследования»).

Кирилл Каем
Кирилл Каем

Вице-президент «Сколково», руководитель биомедицинского кластера Кирилл Каем рассказал собравшимся про деятельность Фонда. «Сколково» чувствует себя великолепно. Вчера мы очень успешно прошли Попечительский совет под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. Фонд перевыполняет все ключевые показатели. «Сколково» — и отчасти это связано с регуляторными вопросами — становится одним из основных российских центров по защите интеллектуальной собственности», — констатировал г-н Каем. Через Центр интеллектуальной собственности «Сколково» оформляется значительная доля генерируемых в России международных заявок на объекты интеллектуальной собственности.

«В глобальном смысле мы переживаем момент, когда лекарственные средства становятся все более специализированными. При этом их необходимо проводить через достаточно высокие регуляторные барьеры. Это означает, что стоимость каждого узкоспециализированного препарата возрастает и в итоге экономика окажется не в состоянии покрывать эти расходы, — обозначил проблему Кирилл Каем. — Во время одного из визитов в США я поинтересовался у нобелевского лауреата Дэвида Балтимора, как можно вынудить регулятора снизить барьеры. Ответ гласил: чем больше мы знаем о биологии, тем большую безопасность разработок должны обеспечивать».

Во второй день конференции состоится мастер-класс для биомедицинских стартапов «Разработка инновационных лекарственных препаратов: от науки к регистрации».