Российский рынок предлагает не только вызовы, но и возможности

0
1070
Оливье Шармей
Оливье Шармей

Сегодня мы находимся на пороге бума в развитии биотехнологий. Об инновациях в здравоохранении пойдет речь на специальной сессии, организованной на ПМЭФ. О том, как новые технологии изменят эффективность лечения, «Российской газете» рассказал исполнительный вице-президент и генеральный менеджер бизнес-подразделения общих препаратов и развивающихся рынков «Санофи» Оливье Шармей.

Насколько Россия сегодня привлекательна для международных фармацевтических компаний, таких как «Санофи»?

Россия — стратегический рынок для «Санофи». Будучи лидером фармацевтического рынка в России, мы являемся одной из ключевых компаний в стране и намерены сохранить лидерские позиции с учетом наших долгосрочных обязательств. С 1970 года мы постоянно инвестировали в расширение нашего присутствия в России. Например, еще в 2010 году мы наладили производство современных инсулинов в Орловской области на базе нашего завода «Санофи-Авентис Восток». Я лично принимал участие в этом стратегическом проекте. А три года назад «Санофи» стала первой международной компанией в России, организовавшей производство инсулинов полного цикла, и теперь завод в Орле — второй по размеру производства инсулиновых шприц-ручек в мире после завода во Франкфурте. Все эти примеры подтверждают наши обязательства перед Россией и наше доверие к стране.

Российский рынок предлагает не только вызовы, но и возможности благодаря серьезным неудовлетворенным медицинским потребностям, планам государства по расширению охвата льготным лекарственным обеспечением и росту розничного рынка.

Мы видим усилия российского правительства по улучшению инвестиционного климата. Требуются дополнительные меры для формирования надлежащих юридических и регуляторных условий, чтобы стимулировать инвестиции со стороны компаний с хорошей репутацией и экспертизой в отдельных отраслях, например, в секторе здравоохранения. Такой опыт существует в международных компаниях, подобных нашей.

Мы сотрудники «Санофи», гордимся тем, что имеем возможность работать в России. Инвестиции в фармацевтическую отрасль весьма специфичны, учитывая долгосрочный характер нашей деятельности. Они требуют стабильной юридической базы, а также прозрачных и благоприятных механизмов поддержки инвестиций.

Согласны ли вы, что деньги, выделяемые на здравоохранение, следует рассматривать как инвестиции в человеческий капитал?

Мы разрабатываем и производим лекарственные препараты, которые оказывают реальную ощутимую пользу пациентам и лицам, осуществляющим за ними уход. Для того, чтобы иметь возможность служить большему числу людей в течение более длительного времени и при меньших затратах, мы нуждаемся в политике, обеспечивающей инновации и использование технологий, и позволяющей производителю инвестировать в исследования и разработки.

Лекарства, с одной стороны, позволяют избежать дорогостоящих процедур и госпитализации, а с другой стороны, способствуют росту производительности и экономическому росту. С 1980 года средняя продолжительность жизни пациентов с онкологией значительно выросла. Более чем на 80% это произошло благодаря появлению новых видов терапии, включая лекарственную. Еще один пример выгодного экономического вложения — вакцины. На каждую денежную единицу, потраченную на вакцинацию в детском возрасте, снижаются расходы на лечение.

Таким образом, политика должна обеспечивать рост инноваций, чтобы снизить бремя болезней и в дальнейшем расходы на здравоохранение. Преимущества инвестиций в здравоохранение видны не только в виде результатов лечения.

Что предпринимает ваша компания для расширения доступа к инновационным средствам терапии пациентов во всем мире и, в частности, в России?

В течение нескольких десятилетий «Санофи» вносит существенный вклад в развитие мирового здравоохранения благодаря обширному портфелю лекарственных средств и вакцин для лечения широкого спектра заболеваний, угрожающих миллионам людей во всем мире. У нас имеются готовые, либо находящиеся в разработке препараты для лечения 18 заболеваний из списка ВОЗ, включающего 20 болезней. Более 55% продаж приходится на препараты из этого списка, а также лекарственные препараты против тропических инфекций и редких заболеваний. В то же время мы понимаем, что обеспечение лекарственными препаратами и услугами лишь отчасти решает проблему. Поэтому наша стратегия распространяется на все области здравоохранения — от профилактики до диагностики и лечения, включая мониторинг болезней и долгосрочное лечение. Мы реализуем более 280 программ по обеспечению доступа к здравоохранению более чем в 80 странах.

Что касается России, то наша компания использует свои знания и опыт для обеспечения доступа пациентов к качественной медицине. Так, в прошлом году мы вели работу по семи программам, нацеленным на обеспечение доступа к здравоохранению, в партнерстве с медицинским и научным сообществом. В результате за шесть лет 365 тысяч человек приняли участие в программах компании и эпидемиологических исследованиях.

В ноябре прошлого года вы объявили о своей новой стратегии. Что изменилось в ваших стратегических планах и как это повлияет на Россию?

По словам доктора Оливье Брандикура, старшего исполнительного директора «Санофи», мы сохраним диверсифицированный подход, но пересмотрим портфель продуктов в пользу областей, в которых мы можем быть успешны, и обеспечим инновации для улучшения качества жизни миллионов людей. Долгосрочная стратегия «Санофи» основана на четырех столпах: пересмотр портфеля препаратов, выведение на рынок новых препаратов, сохранение инноваций в области исследований и разработок и упрощение организационной структуры. Благодаря более экономичной и ориентированной на результат организационной структуре мы сможем принять четкие меры для успешного выведения на рынок новых препаратов в нескольких терапевтических областях. И наконец, в области развивающихся рынков мы намерены удержать наши лидерские позиции благодаря концентрации на приоритетных странах, таких как Россия, где мы являемся лидерами рынка и имеем долгосрочные обязательства. В этих регионах приоритетом будет правильное распределение ресурсов, адаптация планов производства и целенаправленные инновации.

Будете ли вы продолжать локализацию производства в России?

Локализация производства важнейших препаратов для лечения социально значимых заболеваний входит в сферу долгосрочных амбиций «Санофи» в России при условии стабилизации экономической и законодательной среды. Мы считаем, что это хорошо согласуется с государственными приоритетами по расширению доступа к инновационному лечению для российских пациентов, а также для повышения конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности.

Мы придерживаемся диверсифицированного подхода. Пока у нас имеется достаточно полный портфель проектов по локализации. Так, наш завод в Орле «Санофи-Авентис Восток» готовится к началу экспорта инсулинов в страны ЕС. В данном случае мы вносим свой вклад в решение государственной задачи по диверсификации экспорта, и в то же время это помогает нам освободить производственные мощности во Франкфурте.

Недавно выпустили в Орле первую валидационную серию базального инсулина нового поколения. Это стало отправной точкой для производства инновационных инсулинов в России. Думаю, это станет первым шагом, расширяющим доступ к препарату для российских пациентов с сахарным диабетом.

Постоянно рассматриваем новые возможности партнерства с российскими фармацевтическими компаниями по переносу технологий и ноу-хау для производства наших препаратов на местных заводах. Например, в прошлом году мы заключили партнерское соглашение с компанией «Нанолек» по локализации производства одной из вакцин на базе их завода в Кирове. Совместно с компанией «Фармстандарт», лидером российского рынка, мы начали производство двух препаратов: орфанного препарата для лечения болезни Гоше и препарата для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Это вклад «Санофи» в госпрограмму «Фарма-2020» по развитию российской фармацевтической промышленности.