Задача российского здравоохранения – не просто обеспечить пациентов эффективными и современными лекарственными препаратами. Чтобы терапия была максимально качественной, пациент должен получить ее своевременно и персонифицированно. При этом большое значение имеет не только непосредственно лечение болезни, но и поддерживающая терапия, особенно в случае таких тяжелых заболеваний, как онкология, ревматоидный артрит, грибковый сепсис и пр. Своевременное лечение и реабилитация помогут снизить инвалидизацию, приведет к стойкой ремиссии (а порой и излечению), и в конечном итоге сделает жизнь заболевшего человека и его семьи более комфортной.
Такой вывод сделали участники круглого стола, посвященного теме «Лечить пациента, а не болезнь: жизненно и важно», который состоялся 18 августа в медиацентре «Российской газеты». В качестве экспертов выступили как представители врачебного сообщества, так и пациентских организаций: заведующая научным отделом инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, профессор кафедры онкологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, д.м.н. Татьяна Семиглазова; заведующая кафедрой факультетской терапии ВолГМУ, главный внештатный специалист ревматолог ЮФО, д.м.н., профессор Аида Бабаева; профессор кафедры госпитальной терапии №2 1-го МГМУ им.И.М.Сеченова, д.м.н. Сергей Яковлев; президент Всероссийского общества ОнкоГематологии «Содействие» Лилия Матвеева и президент правления Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова.
В рамках круглого стола были обсуждены вопросы обеспечения доступа населения к новейшим качественным разработкам и оптимальной терапии; важность наличия у врача широкого выбора препаратов для лечения пациента именно из списка ЖНВЛП. Также эксперты поделились своим мнением, каким образом с помощью расширения списка ЖНВЛП можно добиться более эффективного использования бюджета в лечении пациентов.
Все эксперты сошлись во мнении, что при формировании Перечня ЖНВЛП нужно больше учитывать мнение практических врачей и пациентских организаций. А сам список лекпрепаратов необходимо почаще обновлять и заменять устаревшие препараты на более современные лекарства таргетированного действия, доказавшие свою эффективность. По мнению Сергея Яковлева, например, из 100 антибиотиков в Перечень ЖНВЛП входит 40 МНН (не считая противотуберкулезные препараты). Еще необходимо дополнить этот список еще 4-5-ю новыми МНН, чтобы преодолеть резистентность микроорганизмов к антибиотикам у определенной части больных. Также необходимо дополнить список ЖНВЛП еще одним препаратом для лечения грибкового сепсиса (5 необходимых уже имеется).
Это крайне необходимо, пояснил эксперт, в том числе в качестве поддерживающей терапии, при определенных операциях, а также при трансплантологии. Если не обеспечить таких больных эффективными антибиотиками, то возможность развития сепсиса может свести на «нет» действия хирургов, а больного приведет к летальному исходу или необходимости более «агрессивного» лечения антибиотиками и соответственно – побочным эффектам от такой терапии.
Включение препарата в список ЖНВЛП имеет несомненно определенные плюсы, также подчеркнули эксперты. В первую очередь – это определенная гарантия для пациента получить лекарство. Это и «посыл» государства, в том числе желающим локализовать свое производство в России фармкомпаниям, какие препараты будут гарантированно востребованы.
Но с другой стороны, Перечень ЖНВЛП пора формировать с учетом возможности каждого пациента получать персонифицированную терапию, то есть индивидуальное лечение, исходя из специфики заболевания. Как это сделать оптимально, предстоит решать совместными усилиями государства, врачей и непосредственно населения.
Подготовила Светлана Богданова