Экспертное мнение по трехступенчатой системе госзакупок лекарств

0
1851

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ:

Сейчас в центре внимания находится предложение Минпромторга по внесению изменений в постановление правительства об ограничениях допуска лекарственных препаратов, содержащих произведенные за рубежом субстанции. В связи с возникшими вопросами, по итогам сегодняшнего совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича документ был отправлен на доработку.

Речь идет о том, чтобы дополнить постановление № 1289 («Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». — «Прайм»), более известное как «третий лишний», еще одним фильтром, который касается производства субстанций на территории Российской Федерации.

Если компания производит субстанции в РФ, то она допускается на рынок, а другие компании, не производящие субстанции, к конкурсу не допускаются. Так было предложено. Экспертный совет Открытого правительства предложил сделать по-другому: создать дифференцированную систему преференций, если мы хотим стимулировать производство субстанций.

Нужно понимать, что ситуация с субстанциями очень сложная, она методологически не проработанная, поэтому предложение по изменению к постановлению было преждевременным. Об этом заявили ассоциации и экспертный совет. Ведь качество субстанций, пока отсутствует фармакопея стандарта, проверять невозможно.

Субстанция, например, может быть комплексной, когда только часть элементов производится в России. Необходимо также определить, что подразумевается под «локальным производством субстанций». Например, она может быть закуплена в Китае, но очищена в России, поэтому уже может считаться локальной.

Вообще «третий лишний» и так чрезмерная мера — нужно оценить, насколько она была полезна. Можно сказать, что постановление ведет к ограничению конкуренции и монополизации рынка, причем в некоторых сегментах очень сильно. Конечно, говорить о недоступности лекарственных препаратов после вступления в силу постановления некорректно. Однако нужно отметить, что цены на российские препараты значительно выросли. Также есть отдельные случаи, когда в результате действия этого постановления уходили иностранные производители, предлагавшие более низкую цену. Говорить о том, что это системно, пока сложно, нужно посмотреть и поизучать.

Разрешить существующее противоречие можно за счет изменения схемы преференций для тех производителей, которые в каком-то объеме делают российские субстанции, так как полностью заместить иностранные субстанции нельзя. В этом просто нет никакой необходимости: создание субстанции — очень вредное производство, которое базируется в основном в Индии и Китае, и размещать его на территории Российской Федерации смысла нет. Кроме того, сейчас глобальные производители субстанций снижают цены, а производить их только для России экономически нецелесообразно.