Благодаря взаимозаменяемости ЛП возможности махинаций на торгах сокращаются

0
1471

«За 10 лет рынок существенно изменился. Раньше на российском рынке, отличавшемся неразвитой регуляторикой, фармкомпаниям можно было практически все с точки зрения недобросовестных практик: создавать искусственные монополии, ограничивать доступ на рынок конкурентов», — сообщил Тимофей Нижегородцев в рамках сессии «Открытый диалог с регулятором» Российского фармацевтического форума.

В последние десять лет взаимозаменяемость лекарственных препаратов, выросшая из практики антимонопольного органа, стала частью российского законодательства и плана действий Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли России. Как отметил начальник отраслевого управления ФАС России, расследования обоснованности цен на лекарственные препараты ведутся с использованием индикативного метода, в основе которого также лежат принципы взаимозаменяемости аналогичных лекарственных препаратов.

Кроме того, сегодня ФАС России имеет доступ к верифицированным источникам данных о цене на лекарства по всему миру. Количество этих источников растёт, что существенно сокращает возможности манипулирования ценами на лекарственные препараты. «Фармпроизодители понимают, что мы сотрудничаем с коллегами из антимонопольных ведомств по всему миру и у нас есть информация о недобросовестных практиках на фармрынке других стран. В своей работе мы опираемся на международный опыт и, как всякий разумный контролирующий орган, всегда проверяем информацию, предоставляемую фармпроизводителями», — подчеркнул Тимофей Нижегородцев. Весной 2017 года в Москве состоялось 10-е Заседание Международной Рабочей группы по исследованию проблем конкуренции на фармацевтических рынках. Подобное тесное взаимодействие, обмен опытом, расширяет возможности конкурентных ведомств по пресечению недобросовестной деятельности международных фармкопмании.

«К сожалению, в регионах практика, связанная со взаимозаменяемостью лекарственных препаратов по-прежнему архаична. Требуется время и определенное давление для ее внедрения, но мы добьемся ее повсеместного использования. Сегодня совместно с Минздравом мы работаем над созданием перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Там есть определенные содержательные и организационные проблемы, но задачи поставлены, цели определены и мы обязательно достигнем их», — ответил Тимофей Нижегородцев на вопрос модератора сессии — генерального директора DSM Group Сергея Шуляка.

Также в ходе сессии был поднят вопрос и картелизации отрасли. По мнению Нижегородцева, высокий уровень картелизации на торгах свидетельствует о том, что взаимозаменяемость работает. «Ранее фармкомпании не нуждались в картелях. Манипулируя лекарственными формами и дозировками, показаниями к применению, они затачивали конкурсную документацию под себя. Благодаря взаимозаменяемости возможности махинаций с конкурсной документацией сокращаются, что вынуждает компании идти на сговор», — пояснил он.

С увеличением числа участников торгов компаниям сложнее вступать в картели. Среди методов ФАС в борьбе с картелями: совершенствование совместной работы с МВД по выявлению и наказанию нарушителей, создание кейсов по уголовному преследованию нарушителей и максимальный допуск на рынок производителей взаимозаменяемых лекарственных препаратов.

Отдельное внимание было уделено вопросам борьбы с ценовым демпингом, специфике доказания картельных сговоров в суде и дистанционной доставке лекарственных препаратов из аптек.