Продажи нового препарата от рака Keytruda к 2022 году могут достигнуть 30 млрд долларов. Об этом пишет американский Forbes со ссылкой на аналитиков с Уолл-стрит.
Keytruda (pembrolizumab) — иммуноонкологический препарат. В 2016 году российский Минздрав одобрил его для лечения меланомы и рака легкого на поздних, неоперабельных стадиях. О принципе действия лекарства рассказал директор онкоподразделения фармкомпании MSD Сергей Бабкин:
«Начнем с того, что есть врожденный собственный противоопухолевый иммунитет, который надзирает над организмом и, по сути, элиминирует любую злокачественную клетку, которая в процессе роста может появиться. В какой-то момент злокачественные клетки начинают продуцировать на своей поверхности определенные молекулы, которые закрывают их от надзорной функции иммунитета. По сути иммунокомпетентные клетки ослепляются, они не видят злокачественные клетки. Что делает иммуноонкологический препарат? Так как он является моноклональным антителом, он садится на рецептор Т-лимфоцита — клетки, которая надзирает за опухолями, — и Т-лифмоцит становится зрячим, он видит опухолевую клетку, она не избегает его надзора, и, по сути, он уничтожает ее, тем самым освобождая организм от злокачественной опухоли».
В апреле сообщалось, что Keytruda может войти в перечень жизненно важных лекарств. По крайней мере, такая заявка была подана в Минздрав. Стоимость препарата около 250 тысяч рублей за 100 миллиграммов. О его эффективности рассуждает онколог, кандидат медицинских наук Игорь Самойленко:
«Тут смотря с чем сравнивать. Если мы говорим про ранее существовавшие виды лечения, химиотерапию, например, в случае меланомы кожи или рака легкого, то Keytruda лучше, это показано в исследованиях. Если мы говорим про аналогичные Keytruda препараты, такие как Nivolumab, Opdivo, то они имеют похожие данные по результатам. Что касается влияния информации на популярность лекарственного препарата, конечно, любая публикация о том, что изобретено новое лекарство, о его эффективности, влияет. Проблема заключается в доступности этих лекарств. Это дорогостоящие препараты, и пойти в аптеку и купить их технически возможно, но далеко не каждый может себе это позволить, потому что речь идет о сотнях тысяч рублей за флакон, а флаконов нужно много, и конечную дозу никто не может знать. Несмотря на то, что у нас онкопомощь должна быть гарантирована государством как бесплатная, далеко не все лекарства можно легко и просто получить».
Два года назад были сообщения, что иммуноонкологические препараты принимал бывший американский президент Джимми Картер, которому в 91 год удалось излечиться от рака мозга.