В связи с появившейся в СМИ информации относительно якобы возможного дефицита импортных лекарственных препаратов из-за ведения обязательной маркировки Министерство здравоохранения РФ и Росздравнадзор сообщают:
Стандарты национальной системы маркировки в России не отличаются от европейских: в ходе реализации пилотного проекта по маркировке используются международные стандарты (в частности, ISO standards 16022 (Data Matrix) для носителя данных (контрольного (идентификационного) знака) и GS1 для идентификации продукции).
Опасения относительно того, что «зарубежные коллеги могут не успеть перестроиться на новые правила» не обоснованы. Ассоциации европейского бизнеса должно быть хорошо известно, что на территории ЕС с 9 февраля 2019 года вступает в силу делегированный нормативный акт (ЕС) 2016/161 от 2 октября 2015 г., в котором в качестве стандарта уникального идентификатора принят штрих-код Data Matrix, пригодный для машинного считывания, с функцией распознавания и коррекции ошибок эквивалентной или выше, чем у Data Matrix ECC200 (стандарт Международной организации по стандартизации/Международной электротехнической комиссии (ISO/IEC) 16022:2006). Таким образом, используемые на территории Российской Федерации стандарты НЕ отличаются от европейских и зарубежным коллегам не нужно перестраиваться под них, перестраиваться необходимо под требования ЕС.
Утверждение о том, что «маркировки отличаются тем, что в российской — есть информация о цене препарата и ТН ВЭД» также не соответствует действительности.
Во-первых, в идентификаторе нет информации о цене препарата (она может подгружаться).
Во-вторых, в соответствии с делегированным нормативным актом (ЕС) 2016/161, уникальный идентификатор (Data Matrix) должен содержать пять элементов (групп данных). При этом третья группа данных – это национальный номер возмещения (national reimbursement number) или другой национальный номер, идентифицирующий медицинский продукт. Российский идентификатор также содержит пять групп данных, и ТН ВЭД в третьей группе – это и есть «другой национальный номер, идентифицирующий медицинский продукт».
Кроме того, ТН ВЭД позволяет системе маркировки определить, что перед ней именно лекарственный препарат, а не другой товар (обувь, например). Это — технический вопрос, и он полностью соответствует требованиям в рамках ЕС.
С более подробной информацией об условиях проведения пилотного проекта по маркировке лекарственных средств можно ознакомиться на сайте Росздравнадзора в рубрике «Система маркировки лекарственных препаратов (пилотный проект)».