Бизнес должен расти вместе со страной

0
2995

Зачем Польша инвестирует в фармацевтическую отрасль Казахстана, насколько должны дорожать лекарства и что осталось от советского химфармзавода в Шымкенте? Генеральный директор фармацевтической компании SANTO Ижи Урбанец в интервью Informburo.kz рассказал об итогах 2017 года и планах на ближайшую перспективу.

Господин Урбанец, мы проделали небольшое упражнение – сопоставили те огромные инвестиции, которые вы вкладываете в завод SANTO в Шымкенте и ту прибыль, которую ежегодно получаете. Результат нас удивил: чтобы вернуть вложения, вам понадобится очень много времени. Зачем делать такие большие инвестиции, если они не окупятся в ближайшей перспективе?

Вы правы, господин Старак (Ежи Старак, председатель наблюдательного совета Группы Polpharma, в которую входит компания SANTO. – Ред.) вложил внушительную сумму в развитие SANTO. Согласно договору, он обязался инвестировать 100 миллионов долларов. Но уже сегодня вложено 108 миллионов. И это не вся сумма инвестиций – она не включает такие расходы, как затраты на обучение персонала, расходы, связанные со стажировкой казахстанцев, прошедших обучение, в Польше и т.д. И это не конечная цифра, инвестиции будут только расти.

Хотел бы отметить, что господин Старак начал инвестировать в SANTO до того, как фармацевтическая промышленность стала для Казахстана приоритетной, ещё до того, как инвестиции в эту отрасль правительство начало поддерживать, создавая режим особого благоприятствования. Это сегодня фармацевтическая промышленность имеет поддержку государства, и вкладываться в неё выгодно, но льготы и преференции получают только «новые» инвесторы, а наша компания их не получила и вряд ли получит, так как мы – «старые» инвесторы. Вся поддержка, которую мы имеем сегодня – это долгосрочные контракты.

Конечно, вопрос возврата инвестиций – важный, ведь это бизнес. Но вопрос этот не находится на первом плане.

Гораздо большее значение имеет другое. Во время Второй мировой войны в Казахстан было депортировано очень много поляков. Казахстанцы сделали для них много хорошего, приняли как родных, польская диаспора до сих пор существует, и она немаленькая. На этом основаны тёплые дружеские отношения между странами, Президент Польши и Президент Казахстана регулярно обмениваются государственными визитами. Я бываю на этих мероприятиях и вижу ту искреннюю симпатию, с которой лидеры двух стран относятся друг к другу. Польский народ, представителем которого является и господин Старак, относятся к Казахстану с благодарностью. Я думаю, что его главная цель как инвестора – не немедленное извлечение прибыли, ведь он и так один из наиболее успешных и влиятельных бизнесменов Польши. Его цель – сделать что-то важное и полезное, оставить что-то, чем сможет гордиться народ Казахстана.

Мы рады, что наши инвестиционные проекты замечены государством. Совсем недавно мы закончили работу над цехом по производству твердых пероральных лекарственных средств мощностью 600 млн таблеток в год, который Президент Нурсултан Назарбаев торжественно открыл во время Ежегодного Общенационального Телемоста 6 декабря. Этот и другие наши проекты направлены на выполнение поручения Президента, согласно которому 50% необходимых Казахстану лекарств должны производиться на отечественных предприятиях. SANTO активно развивается в этом направлении, как и другие казахстанские компании.

Как эти инвестиции улучшили предприятие? Что было сделано? Как изменился завод?

Первые инвестиции – около 40 миллионов долларов – были направлены на модернизацию цеха по производству ампул и инфузий. Процесс производства этих препаратов самый сложный, так как от начала и до конца он должен происходить в исключительно стерильных условиях. Это была первая производственная линия в Казахстане, соответствующая стандартам производства GMP (Good Manufacturing Practic, Надлежащая производственная практика – свод правил и руководящих указаний, применяемых при производстве лекарственных средств, медицинских материалов и действующих фармацевтических веществ. GMP гарантирует, что препараты тождественны, их дозировка, качество и чистота соответствуют одобренной документации, и что эти параметры не будут изменены во время производства, упаковки, хранения и дистрибуции. – Ред.).

Затем мы поняли, что инфраструктура завода, построенная ещё в СССР, не соответствует его потребностям. Поэтому были вложены большие деньги в строительство электростанции, которая даёт электричество и теплоэнергию всему заводу и делает его автономным. Также заново была выстроена система водоснабжения.

Третьим шагом были инвестиции в НИИЦ или Научно-исследовательский испытательный центр на базе предприятия. Сегодня у нас есть собственный штаб из 20 человек, который в современных лабораториях разрабатывает новые препараты. Это выгодно отличает нас от конкурентов.

Затем мы модернизировали наши складские помещения, чтобы они тоже соответствовали стандартам GMP.

В прошлом году мы запустили цех асептической рассыпки порошков антибиотиков, который состоит из двух линий производства и также является стерильным. Наконец, в 2017 году мы запустили цех по производству твердых пероральных лекарственных средств.

Заводу в этом году исполнилось 135 лет. Он активно работал и во времена СССР. Наверняка в наследие от тех времён вам досталась богатая производственная база. Что из этого наследия вам пригодилось?

Только стены офиса и НИИЦ. Ещё остался 120-летний дом купца Иванова, который и основал предприятие. Думаю, из него мы сделаем музей, когда решим все основные вопросы по модернизации производства. Вот, пожалуй, и всё.

Как отразились эти масштабные инвестиции на бизнесе? Какое место компания SANTO занимает на рынке Казахстана? Уменьшилась или увеличилась её доля за последнее время?

Это один из важнейших для меня вопросов. Каждый месяц я изучаю доклад от независимой международной исследовательской компании IMS, которая делает исследование в том числе и фармрынка Казахстана. Там отражены показатели, которые являются ключевыми в определении успешности нашего бизнеса. Согласно исследованию, всего на казахстанской фармацевтическом рынке сегодня представлено свыше 700 компаний, однако первая 20-ка покрывает 50% объемов рынка. Среди них мы на втором месте.

Давайте посмотрим на объём продаж октября 2017 по сравнению с показателями год назад – в ноябре 2016 года. В октябре 2016 года рынок показал рост на 19% и SANTO показал рост на 19%, то есть мы росли вместе рынком. В сентябре 2017 года рынок в целом вырос на 15%, а SANTO – на 35%. Это значит, что мы росли в 2,5 раза быстрее рынка.

А если мы посмотрим на показатели за 2017 год – с января по октябрь, – мы увидим, что рынок в целом вырос на 8%, то есть рост замедлился, а SANTO, наоборот, наращивает темпы роста на рынке– объём наших продаж вырос на 23%, то есть, в три раза быстрее рынка. Обратите внимание: кроме SANTO есть еще одна отечественная компания, которая активно растет. Это очень хорошо, так как говорит о том, что отечественная индустрия развивается!

Это мы говорили про рынок в целом. Теперь посмотрите на объём продаж медикаментов, которые закупает государство – для обеспечения больниц и в рамках гарантированной объёма бесплатной медицинской помощи. Здесь мы на втором месте и растём в три с половиной раза быстрее рынка. Но хотел бы обратить внимание на то, что среди быстро растущих лидеров здесь сразу три отечественные компании, включая нас. Как видите, цель, поставленная Президентом – чтобы не менее 50% лекарств в Казахстане производили отечественные компании – осуществима, и мы активно движемся к ней.

Мы хотим стать номером один. Мы уже были первыми в 2015 году. Мы растём поступательно, но зато такими темпами, что я уверен – мы будем первыми в Казахстане.

Мы видим, что рынок растёт. Но в 2017 году он растёт гораздо медленнее, чем в 2016 году. Разве это не тревожный сигнал?

Наоборот. Сегодня казахстанский фармацевтический рынок вернулся к нормальному развитию. Давайте ещё раз посмотрим на данные IMS. Да, 2016 год – это очень большой рост, 25% Но за счёт чего рынок вырос? Он рос, прежде всего, благодаря росту цен – компании из-за девальвации повышали цены, в то время как эффект роста рынка за счет увеличения потребления был вообще негативным.

Да, в 2017 году рост рынка замедлился. Но если мы посмотрим, за счёт чего этот рост происходит сейчас, то увидим, что увеличивается потребление и его доля в структуре роста начинает преобладать над эффектом увеличения цен. Рынок после девальвации стабилизировался, перешёл к фазе медленного, постепенного роста. В среднем рост стабильных рынков составляет 4-7 процентов во всём мире. Значит, Казахстан идёт к нормальной ситуации.

Что будет в 2018 году? Думаю, будет нормальный рост – в пределах 4-6%. Рынок стал более конкурентоспособным, цены не будут активно расти, наоборот, цены на некоторые виды лекарств даже могут снизиться.

Господин Урбанец, вы родом из Чехии, до этого работали в разных международных компаниях, теперь вы в Алматы. Есть ли здесь свои особенности ведения бизнеса, с которыми вы ранее нигде не сталкивались? Например, у нас бытует мнение, что в Казахстане как нигде нужны связи, чтобы делать бизнес. Вы согласны с этим?

До того, как приехать в Алматы, я шесть лет работал в Москве, отвечая за казахстанский рынок – я занимал должность country-менеджера. Так что я неплохо знал Казахстан ещё до того, как поселился здесь.

Действительно, чтобы строить успешный бизнес, необходимо налаживать хорошие деловые отношения с важными государственными и общественными структурами, знать потребности населения и задачи, которые стоят перед руководством той страны, в которой работаешь. Но так везде – Казахстан в этом отношении не очень отличается от остального мира. Думаю, вы вряд ли сможете продать троллейбусы городскому автопарку Праги, если не знакомы с администрацией города, не знаете об его инфраструктуре, проблемах и заботах, не участвуете активно в деловой и общественной жизни города.

Мне кажется, главная особенность Казахстана в другом – в скорости развития. Казахстан стремительно развивается. Когда распался Советский Союз, Узбекистан считался более развитой страной, Казахстан ставили вровень с Кыргызстаном. Что происходит сегодня? Казахстан вырвался вперёд, обошёл всех соседей в Центральной Азии, по многим показателям его сравнивают с Россией. Я вижу сильный прогресс по сравнению с тем, что было даже не 25, а пять-шесть лет. Удивительно, что люди здесь этого не замечают.

Так вот, бизнес в Казахстане должен соответствовать этим темпам роста – он должен расти вместе со страной. Это главный вызов, и бизнесу приходится отвечать на него. Если вы приедете в Шымкент и войдёте в один из цехов нашего завода, вы очень быстро можете забыть, что вы в Казахстане: там так же, как в Европе – стерильно, технологично, безопасно, современно.

И последний вопрос — о перспективах, о будущем. Что будет с заводом через пять-десять лет?

У нас есть конкретный план развития до 2022 года. Прежде всего, SANTO станет лидером рынка. Мы намерены значительно расширить линейку медикаментов для госзакупа, приступить к разработке и производству новых препаратов. Уже через два-три года, думаю, ни у кого не останется сомнений по поводу качества. Все врачи и пациенты будут знать, что SANTO – это качественные европейские препараты, произведённые в Казахстане.