Пока экспериментальная вакцина прошла тестирование только на лабораторных животных — мышах и крысах. При этом было показано, что она индуцирует выработку антител против таких опиоидов, как героин, гидрокодон, оксикодон, гидроморфон, оксиморфон и кодеин. Вырабатываемые антитела препятствуют проникновению опиоидов через гематоэнцефалический барьер, за счет чего при приеме опиоидов животные не испытывали психоактивных эффектов наркотика, т.е. вакцина направлена на блокирование эйфории и эффектов привыкания. Кроме того, в эксперименте вакцина уменьшала воздействие наркотиков, вводимых в высокой дозе, что может указывать на возможность предотвращать передозировку.
Исследование проводилось в Национальном военно-медицинском центре Уолтера Рида (WRAIR) совместно с Национальным институтом по борьбе со злоупотреблением наркотиками (NIDA) в рамках Военной программы исследований ВИЧ в США. Оно опубликовано в Journal of Medicinal Chemistry.
Исследователи обнаружили, что антитела не связываются с метадоном, бупренорфином, трамадолом, фентанилом, суфентанилом, налбуфином и налтрексоном, что очень важно в клинических условиях, так как позволяет блокировать действие широко злоупотребляемых наркотиков и оставляет возможность для эффективного обезболивания в тех случаях, когда это необходимо. Вакцина также не влияет на активность ацетилсалициловой кислоты, ибупрофена и парацетамола, поэтому они, вероятно, останутся эффективными. Также показано, что антитела не блокируют действие налоксона, который используется в качестве антидота при передозировке опиоидами.