Директор Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала Волгоградского государственного медицинского университета, депутат Думы Пятигорска, д.м.н. Всеволод Аджиенко в эксклюзивном интервью информационно-аналитическому порталу «Кавказ Сегодня» рассказал, как создание биофармацевтического технопарка в столице СКФО повлияет на экономику курорта и почему разработка инновационных лекарств часто останавливается на лабораторном этапе.
Добрый день, Всеволод Леонидович! Наш разговор пойдет о будущем фармацевтики в округе. С чем в целом его связывают эксперты?
Прежде всего это появление новых средств лечения, диагностики и профилактики заболеваний, которые повысят качество и доступность медицинской помощи. В конечном итоге это приведет к повышению качества и продолжительности жизни.
Необходимо учитывать и современные тренды. К имеющимся на рынке препаратам, например, антибиотикам, неизбежно возникает лекарственная устойчивость: нужно постоянно предлагать новые средства борьбы с инфекционными заболеваниями. Основными проблемными зонами в деятельности системы здравоохранения по-прежнему остается борьба с социально значимыми заболеваниями, ведущими к значительной смертности. Мы говорим о сердечно-сосудистых, онкологических заболеваниях, туберкулезе, диабете…
В таком случае возможно ли, чтобы препараты были одновременно качественными и доступными?
Поиск инновационных лекарств перспективен, так как снижает затраты на лечение, предполагающее постоянный прием препаратов. Если стоимость такого лечения сокращается, значит, в рамках тех же финансовых ресурсов мы можем оказать больший объем помощи. Тем самым повышается ее доступность.
Получается, что перспективы медицинской и фармацевтической наук во многом зависят от успехов в фармакологии?
Будущее представляется очень интересным и вдохновляющим. Сегодня наступает время индивидуального подхода, персонифицированной (персонализированной) медицины. Наряду с приемом препаратов, выпущенных на фармацевтическом предприятии, растет востребованность индивидуального приготовления лекарств по рецептам. Это будут не те традиционные препараты, которые разрабатывали производственные отделы аптеки в советский период, а лекарства нового поколения, которые подбираются индивидуально, вплоть до составления генетического паспорта человека и его учета при подборе лечения. Сегодня мы не можем даже очертить границы будущих открытий в этой сфере.
А как идут дела в лабораториях? В частности, в той, что действует на базе медико-фармацевтического института.
На сегодняшний день вуз выполняет заказы государства и индустриальных партнеров на разработку инновационных препаратов. При исследованиях наши ученые используют методы компьютерного прогнозирования биологической активности. В институте создан суперкомпьютер; используемый им программный комплекс позволяет сравнивать целые ряды соединений, отбирать наиболее перспективные для дальнейших этапов лабораторного и клинического изучения.
В портфеле новых разработок противоязвенные средства, препараты для лечения онкологических заболеваний. Их эффективность подтверждена лабораторно, теперь им предстоят достаточно объемные клинические исследования – весь процесс занимает несколько лет.
Но ведь тогда существует риск, что разработка устареет?
Во внедрении завершенных разработок, т.н. их коммерцизалиации, состоит одна из проблем отрасли. Если слишком долго заниматься разработкой, то к моменту, когда препарат будет готов к регистрации и массовому выпуску, могут появиться более предпочтительные по профилю эффективности и безопасности конкурентные лекарства. Бывает так, что по окончании доклинического этапа препарат не переходит на следующую стадию. То есть потенциальный препарат найден, доказана его эффективность и безопасность, а инвестора, готового продолжить клинические исследования, зарегистрировать и довести лекарство до фармацевтического рынка, не находится.
Какие шаги предпринимаются, чтобы наладить процесс и труды наших ученых не пропадали зря?
На одном из заседаний научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» была озвучена идея создания в 2018 году биофармацевтического технопарка в городе Пятигорске. Пока это его рабочее название. Вероятно, мы подберем площадку на базе одного из производственных партнеров в Ставропольском крае. Смысл создания биотехнопарка – в кооперации всех заинтересованных в разработке новых лекарств сторон: производителей фармацевтической продукции, органов власти, образовательных и научных организаций, представителей деловой среды, регуляторных органов.
Технопарк предполагает аутсорсинг ряда типовых функций – это организация защиты интеллектуальной собственности, бухгалтерское и юридическое обслуживание, наличие офисных помещений. Мы ставим перед собой задачу в следующем году к деятельности на площадке объекта привлечь как минимум трех-четырех резидентов. Ими могут быть фармацевтические компании или исследовательские организации любой формы собственности. Желательно, чтобы кроме крупных и средних компаний в технопарке появлялись стартапы, готовые создать новую историю успеха.
Чем технопарк будет интересен для инвесторов?
Для начинающих предпринимателей это снижает риски, которые неизбежны при разработке инновационной продукции, минимизирует затраты на использование инфраструктуры, а также способствует получению приемлемой себестоимости и повышает отдачу за счет кооперации. Развитие инновационного предпринимательства – давно обозначенный тренд. Совершенно очевидно, что любая научная деятельность должна приходить в практику. Для этого нужно создавать институциональные условия — среду, которая сформируется при непосредственном участии сильного профильного вуза.
Без каких составляющих невозможно представить развитие биотехнопарка?
Проблема сейчас может заключаться в недостаточной деловой активности в среде потенциальных инновационных предпринимателей. В нашей стране функционирует более 300 имеющих существенный объем выпуска фармацевтических предприятий. Тем не менее, фармацевтической отрасли только предстоит выполнить целевые показатели по объему импортозамещения. Вместе с тем у нас есть явные успехи и уверенное движение в правильном направлении.
Для того, чтобы получить готовый для реализации продукт, нужна совместная деятельность производств разного профиля и целый ряд обеспечивающих партнеров. Это добрый десяток совершенно разных видов деятельности, которые могут быть оптимально объединены, чтобы новый продукт и оказался востребованным, вышел на рынок по разумной обоснованной цене, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности лечения и доступности препарата.
Насколько, на Ваш взгляд, в СКФО развита фармацевтическая наука и промышленность по сравнению с другими регионами России? Где искать точки роста?
В ряде субъектов СКФО функционируют отдельные предприятия, но сказать, что в Северо-Кавказском федеральном округе достаточно развита фармацевтическая промышленность, мы не можем. Для нас это определенный потенциал роста. Учитывая наше географическое положение, курортный и оздоровительный потенциал, фармацевтическая отрасль достойно дополнила бы экономику округа и очень гармонично влилась в те традиционные виды деятельности, которыми занимаются здравницы, система здравоохранения региона. У нас также могли бы появиться целые линейки фармацевтических продуктов на основе природного растительного сырья. Все они могли бы иметь аутентичные для Северного Кавказа названия, составы. Это также могло бы служить развитию и популяризации Кавказа как территории здоровья, оздоровления, туризма.
По Вашему мнению, биофармацевтический технопарк уместно дополнит эту картину?
Проект, несомненно, улучшит предложение, которое адресовано всем посетителям наших регионов – прежде всего Ставропольского края. С другой стороны, это создание многочисленных рабочих мест. Когда проекты такого рода оказываются успешными, вместе с ними растет занятость в высокотехнологичных отраслях на этих территориях буквально по экспоненте. История успеха одного производителя привлекает другого. Мы надеемся, что в среднесрочной перспективе так и будет и достижения наших ученых в области научных разработок дополнятся успехами региональной экономики, связанной с внедрением и инновационной активностью.