Эксперт: Маркировка лекарств может обойтись среднему предприятию в 6 млн евро

0
2005

Переход к маркировке лекарств приведет к росту цен на недорогие препараты, в том числе из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), заявляли участники конференции ИД «Коммерсантъ» «Маркировка лекарственных средств».

Как отметил глава Национальной ассоциации производителей фармацевтических средств и медизделий АПФ Сергей Колесников, маркировка лекарств затрагивает интересы 350 тыс. участников рынка. По его словам, общие затраты на технологическое перевооружение одного среднего предприятия можно оценить в €6 млн. При этом для многих категорий (медицинские газы, лечебные пиявки) маркировка бессмысленна. В целом же, по его словам, доля контрафакта, снижение которой является главной целью введения маркировки, по данным Росздравнадзора, составляет 0,007% от общего числа серий лекарств. Впрочем, эксперты на фармрынке оценивают долю контрафакта в 20% и ссылаются на исследование BCG о том, что после расчистки рынка цены на нем снизятся.

Напомним, маркировка лекарств с помощью специальных меток, по которым можно будет отследить передвижение каждой упаковки препарата от производителя к потребителю, станет обязательной для российских фармкомпаний с 2020 года. С 2017 года в рамках утвержденного правительством эксперимента ФНС начала вводить отдельные элементы будущей системы — до конца этого года маркировка является добровольной. Как сообщили “Ъ” в службе, на 14 февраля 2018 года к информационной системе маркировки лекарственных препаратов подключено 1684 организации, зарегистрировано 212 лекарственных препаратов, промаркировано 8,2 млн упаковок. Отметим, что потенциально емкость фармрынка — 6–10 млрд упаковок.

Вызывают вопросы у рынка и сроки перехода к маркировке. По мнению господина Колесникова, даже с учетом новой даты старта проекта (с 2020 года), производителям дали слишком мало времени на адаптацию к новым требованиям — в ЕС для аналогичного перехода власти отвели восемь лет. «Кроме того, необходимое оборудование производится только за рубежом, что делает его стоимость очень высокой, особенно для небольших производителей»,— посетовал господин Колесников.

На это Антон Харитонов из Центра развития перспективных технологий заявил, что до конца года центр планирует поставить российским фармкомпаниям более 200 комплектов оборудования для маркировки, которое на 20–30% дешевле зарубежных аналогов. Евгений Смирнов, гендиректор компании Navicon, добавил, что отечественные компании также готовы предложить производителям необходимые для запуска маркировки IT-решения.

Фармпроизводителей, впрочем, беспокоит и регулирование. «Компании, которые уже сейчас вкладываются в переоборудование своих заводов, рискуют в перспективе столкнуться с новыми требованиями. Хотя закон о маркировке уже принят, главные аспекты ее внедрения будут регулироваться постановлением правительства, дата выхода которого неизвестна»,— отметил Григорий Левицкий, председатель совета директоров «Марбиофарма». О том же говорила и Лилия Титова, глава Союза профессиональных фармацевтических организаций,— и аптекам, в отличие от фармзаводов, будут необходимы несколько видов оборудования для маркировки.

Глава отдела лицензирования и инспектирования препаратов Минпромторга Мадина Соттаева, которая была на конференции практически единственным представителем госорганов, призвала участников сессии обращаться со спорными вопросами в рабочую группу с участием ее ведомства, а также ФНС и Минздрава. «Мы готовы работать с рынком — именно мы поддержали инициативу о переносе срока запуска проекта в обязательном режиме (сроки были сдвинуты с 2019 на 2020 год.— “Ъ”)»,— сказала она. Впрочем, ответить на вопрос, когда же Минпромторг подготовит правила выдачи бюджетных субсидий на покупку оборудования, которых особенно ждут небольшие производители, она не смогла.