Специальный инвестиционный контракт (СПИК) не гарантирует возможности реализации недобросовестных действий, отметил начальник Управления социальной сферы ФАС РФ Тимофей Нижегородцев, выступая на 10-м Всероссийском съезде работников фармацевтической и медицинской промышленности.
«Если компания 7–8 лет назад при регистрации цены на лекарственное средство ввела в заблуждение регистрационный орган и на этом основании зарегистрировала цену в 10 раз выше тех цен, по которым она продает его за границей, то, конечно же, СПИК не может гарантировать исполнение этих условий, — заявил чиновник. — Это не проблема российского правительства, и речь не идет о том, что российское правительство не обеспечило устойчивости условий соглашения. СПИК, заключенный на основе добросовестных действий, безусловно, будет выполняться. Мы проверили другие компании, подписавшие СПИК, – «Санофи» и «Герофарм» и такого рода историй не обнаружили».
Г-н Нижегородцев также отметил, что в рамках СПИК должен осуществляться трансфер уникальных технологий, но в программу СПИК с AstraZeneca почему-то попали не уникальные препараты, у которых есть воспроизведенные аналоги, производимые российскими предприятиями.
«Заключая СПИК в отношении этих препаратов, государство предоставляет преимущества AstraZeneca, и отечественные производители этих же препаратов оказываются в странном положении. Мы бы хотели, чтобы в рамках СПИК участвовали только те препараты, которые не имеют аналогов, т.к. главное, чтобы СПИК не ущемлял российских производителей».
Так представитель ФАС прокомментировал слова директора АРФП Виктора Дмитриева о необходимости гарантий со стороны государства по неизменению нормативной среды. Он привел пример компании AstraZeneca, заключившей первый специальный инвестиционный контракт с Правительством РФ о производстве лекарств, а спустя 8 месяцев получившей предписание ФАС понизить цену контракта.
«Это озадачило и потенциальных игроков, которые планировали идти на эти СПИКи», – пожаловался г-н Дмитриев и попросил большей ясности, которую и внес Тимофей Нижегородцев.