Кассация встала на сторону Novartis в отношении патентного спора с Нативой

0
13899

Novartis доказала, что «Натива» использовала патент швейцарского производителя при производстве лекарственного препарата «Нилонитиб-натив» (МНН нилотиниб). Решение суда по интеллектуальным правам вступило в законную силу, но может быть обжаловано в Верховном суде.

«Натива», как и в случае с другими препаратами Большой фармы, зарегистрировала дженерик препарата «Тасигна» Novartis, патентная защита которого заканчивается 4 июля 2023 г. Швейцарская компания подала иск к российскому производителю и попросила арбитражный суд признать, что «Натива» при производстве своего препарата использовала патент Novartis. Также заявитель наставил на том, чтобы обязать российскую компанию приостановить регистрацию «Нилонитиб-натив» и не вводить его в гражданский оборот.

Суд первой инстанции частично встал на сторону Novartis и признал использование патента, а также не разрешил вводить дженерик в гражданский оборот.

«Натива» в суде пыталась доказать, что произвела свой препарат, используя другой патент — № 2551359 на наноразмерную слабо закристаллизованную модификацию нилотиниба. Его правообладатель – Олег Михайлов.(Он бывший владелец 41,75% «Натива», в октябре 2017 г. бизнесмен продал этот пакет австрийской Fis Capital GmbH).

Однако, опираясь на проведенную экспертизу, Арбитражный суд пришел к выводу, что в лекарство «Натива» использовано изобретение Novartis: «В лекарственном препарате «Тасигна», лекарственном препарате «Нилотиниб-натив» содержится нилотиниб в качестве активного вещества, следовательно, использован каждый признак независимого пункта 1 формулы патента, что, в соответствии со статьей 1358 ГК РФ, является использованием изобретения по патенту в продукте».

То есть «Натива» не удалось доказать, что у нее есть свой патент, который позволяет ей выпускать свое лекарство. Российский производитель на суде заявлял, что не согласен с выводами экспертизы. Тем не менее три инстанции, в том числе суд по интеллектуальным правам, являющийся для этой категории дел кассационной инстанцией, нарушений в процедуре проведения экспертизы не нашли.

«Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок», – говорится в постановлении суда по интеллектуальным делам от 18 апреля 2018 г.

Решение суда теперь может быть предоставлено госзаказчикам, которые смогут отклонять заявки тех поставщиков, которые не смогут гарантировать нарушение исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности, связанных с поставкой и использованием товара.

Дело в том, что пока нет судебного решения действия госзаказчиков могут попасть во внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Такой случай уже был. В марте 2018 г. администрация Славянского района Краснодарского края проводила конкурс на поставку дазатиниба. Лекарство находится под защитой патента компании Bristol-Myers Squibb до 2023 г. Госзаказчик отклонил заявку ООО «Биотэк», которое предлагало к поставке лекарство ООО «Натива» «Дазатиниб-натив».

ООО «Биотэк» обратилось в ФАС, которое согласилось, что госзаказчик допустил нарушение. «Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие судебного запрета на оборот лекарственного препарата «Дазатиниб-натив» на момент рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе. На основании изложенного, отклонение второй части заявки ООО «Биотэк», необоснованно», — говорится в решении Краснодарского управления ФАС.

Госзаказчику предписано устранить нарушение.