Речь – о вакцине, работающей на уровне ДНК. Терапия поможет предотвратить рецидивы. Препарат учит иммунную систему распознавать опухолевые клетки и уничтожать их. Разработка получила высокую оценку в экспертном сообществе, а ещё заняла первое место в номинации «Лучший молодёжный инновационный проект» на республиканском конкурсе.
Нейробластома поражает самых маленьких детей: большинству пациентов нет и пяти. Злокачественная опухоль симпатической нервной системы занимает четвёртое место по частоте у детей в Беларуси. На локальных стадиях заболевание лечится и даже очень успешно, но, если речь о четвёртой, то ситуация меняется кардинально.
Инна Пролесковская, заведующая онкологическим-инфекционным отделением №2 РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии:
«Первичных пациентов в год у нас бывает 20-22, к сожалению, половина из них – пациенты с четвёртой стадией. У таких больных, несмотря на то, что мы применяем современные методы лечения, выживаемость не превышает 30-35%. Да, дети первично отвечают на лечение, больше 90% выходят в ремиссию, но, к сожалению, у 50% заболевание возвращается вновь».
Победить рецидив очень трудно, проще предупредить. Последние четыре года в центре детской онкологии работали над созданием ДНК-вакцины против нейробластомы. Цель – подключить к лечению иммунитет больного. Очень похоже на обычную прививку. Правда, онкомаркеры в организм вводят в виде ДНК. Они обучают иммунную систему не только распознавать опухолевые клетки, но и уничтожать их. Препарат прошёл доклинические испытания.
Мария Стёганцева, научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии:
«Вакцина показала свою эффективность, в частности, способность индуцировать развитие иммунного ответа у животных. Более того, было заметно замедление опухолевой прогрессии. Также на такой доклинической модели оценивали безопасность вакцины, каких-либо побочных эффектов не было».
Препарат положен лишь при четвертой стадии нейробластомы. Вакцину будут вводить пациентам с большой вероятностью рецидива. Важный момент! кандидаты должны быть в ремиссии. Препарат, аналогов которому в Беларуси нет, уже одобрил учёный совет. В конце месяца протокол рассмотрит комитет по этике.
Ольга Алейникова, директор РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии:
«Сейчас мы имеем предел возможностей химиотерапии, современная тенденция – иммунотерапия. Методы лечения новые, а то, что новое, естественно, экспериментальное. Поэтому первый эксперимент мы проводили на мышках. До самой вакцины нам нужно идти, до человеческой вакцины. И через год, я думаю, будем иметь эту вакцину».