Заключение Минэкономразвития размещено на федеральном портале проектов нормативных актов. Чтобы документ в итоге был принят, ФАС обязана его переделать. По данным собеседника РБК, знакомого с ходом работы над документом, от опубликованного варианта принято решение отказаться, отдельные положения из него будут прописаны в новом законопроекте. Кроме того, в правительстве разрабатывают документ, определяющий размер выплаты патентообладателю в случае принудительной лицензии и порядок ее выплаты.
В обосновании ФАС указывала, что он должен не допустить злоупотребления патентодержателем своим доминирующим положением, которое может выражаться в отказе от поставки на территорию России «социально необходимых товаров». «Такие действия могут повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, а также создают неблагоприятную среду для развития конкуренции», — утверждали в ФАС. Глава ведомства Игорь Артемьев заметил, что риски для безопасности будут определять ФСБ и профильные регуляторы.
Минэкономразвития отмечает, что статья 1360 Гражданского кодекса, на которую ссылается ФАС, не является достаточным основанием для выдачи принудительной лицензии для «защиты жизни и здоровья граждан». Кроме того, в проекте нет методики расчета и выплаты соответствующего вознаграждения.
«Минэкономразвития сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», — говорится в заключении министерства.
Министерство обсуждало документ, чтобы сформировать свое заключение, с 30 апреля по 14 мая 2019 года. Замечания к проекту прислали несколько крупных объединений фармотрасли, в том числе Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) и ассоциация «Фармацевтические инновации» («Инфарма»), а также Торгово-промышленная палата. «Минэкономразвития самостоятельно направило к нам проект, чтобы мы подготовили позицию и описали возможные риски его применения», — рассказал РБК глава «Инфармы» Вадим Кукава. В отраслевой ассоциации говорят, что в случае введения этой меры производители инновационных препаратов в среднесрочной перспективе перестанут выводить их на российский рынок, опасаясь ограничения патентных прав.
Как отмечает международная Коалиция по готовности к лечению, опыт принудительных лицензий применяется в фармацевтике в нескольких странах мира: например, в США государство использует принудительную лицензию как аргумент в спорах с производителями о цене и применяет ее исключительно для государственных закупок.