Дмитрий Руцкой, генеральный директор УК «Аптечные традиции», член координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), обозначил свою позицию в отношении рисков сотрудничества обычных аптек с онлайн-сервисами, а так же перспективах доставки лекарств на дом и оттоке покупателей в интернет-аптеки.
Словосочетание «интернет-торговля лекарствами» мне никогда не нравилось. Почему? Потому что аптека не торгует, она осуществляет отпуск лекарств. К сожалению, эту терминологию, игру слов со временем очень сильно извратили. Когда на фармацевтический рынок начали приходить и агрегаторы, и продуктовые ретейлеры, мы свалились к понятию банальной торговли. Все эти игроки считают, что лекарства — это такие же товары, как колбаса, водка или холодильники.
Но аптеки не просто торгуют лекарствами. Они оказывают квалифицированную помощь и консультацию.
Первые разговоры о том, чтобы разрешить интернет-торговлю лекарствами начались лет десять назад. Откуда это пошло? Есть такая компания «Яндекс», которая хочет контролировать все и вся, не только информационные потоки, но и товарные, и денежные. Как так получилось, что они все контролируют, а лекарства — нет. Давайте замутим еще торговлю лекарствами. Объясняют все это благом, помощью несчастным бабушкам.
Основная функция, которую будут нести все эти агрегаторы, — информационная площадка для покупателей. Они не будут торговать напрямую. Если раньше человек со списком лекарств бегал по аптекам, сверял цены, а потом шел покупать, то теперь ему не нужно никуда ходить ногами, достаточно зайти в Интернет и в несколько кликов найти и сравнить цены.
Это очень опасная вещь — дураков на нашем рынке много, будут постоянно показываться товарные позиции с наценкой минус 20%, минус 30%. Информация открыта, вываливается без проверки, люди будут ориентироваться на самые низкие цены на этой площадке. Вы простому потребителю не объясните, откуда они появились, что это акция, кто-то сливает стоковый товар. Человек приходит в аптеку, в которую он ходил всю свою жизнь, и начинает орать, что вы все сволочи, что вы на больных наживаетесь, и тыкать фармацевту в лицо телефоном: «Смотрите какая цена, вы почему по такой не продаете?» Именно поэтому ни с Apteka.ru, ни с «Яндексом» и прочими агрегаторами я не работаю и работать не собираюсь.
Я считаю, что интернет-аптеки заберут у обычных аптек 10-15% покупателей максимум. И это те покупатели, которые нам самим не очень интересны. Так называемые черри-пикеры, то есть охотники за скидками (от английского cherry picker — собиратель вишни. — Ред.), которые стараются урвать подешевле и побольше. Такие товарищи дружно уйдут в агрегаторы. Плюс туда уйдет весь рынок дорогостоящих препаратов. Их проще заказать через Интернет, чем искать аптеку, в которой они есть.
По поводу доставки лекарств сейчас очень много спорят, разрешать ее или нет. В свое время мы были первыми в России, кто это сделал, еще в конце 1990-х годов. Все покрутили пальцем у виска, но тем не менее это нормально работало. Думаю, что доставка будет востребована в крупных городах, таких как Москва, Петербург, Новосибирск. Где большие расстояния и климатические проблемы, людям проще вызвать курьера, чтобы он привез заказ, чем самому за ним ехать, в пробке стоять. В нашем Черноземье плотность аптек такова, что человеку проще после работы зайти и самому купить лекарство, сейчас практически в каждом доме есть аптека. Рынок переполнен. Большинство людей не будет заказывать лекарства через Интернет.
Я считаю, что легализация интернет-торговли лекарствами — это не благо для нашей страны. У нас и без того рынок трудный, а это принесет нам дополнительные сложности и проблемы, информационные войны и конфликты внутри нашего рынка.