В ближайшие пять лет бюджетный рынок лекарств ожидает то же, что произошло с другими отраслями экономики (ритейлом, автомобильной индустрией) — консолидация в пользу крупных игроков, за которыми стоят финансовые группы. Весь объем госзаказа лекарственных препаратов будет распределен между десятком дистрибьюторских компаний, обладающих стабильным финансовым ресурсом, а остальным придется просто уйти из бизнеса. Такой, на первый взгляд, смелый прогноз обусловлен закономерной эволюцией, которую пережил этот сегмент в последние двадцать лет.
Бюджетный рынок лекарств начал зарождаться в 90-е годы, и в то время его пионерами были частные компании, основанные отдельными предпринимателями. Долгое время условия взаимодействия с производственными компаниями позволяли работать в этом поле независимо, используя лишь оборотные средства. К примеру, производитель предоставлял отсрочку, условно, в 90 дней, а товар оборачивался примерно за 40 дней, соответственно у дистрибьютора оставалось почти полтора месяца, в течение которых деньги могли работать на него. Компании имели возможность кредитоваться за счет производителя, а основными факторами конкуренции были переговорные качества владельца, профессионализм команды, умение просчитывать риски.
Однако постепенно ситуация на рынке менялась. Стали появляться игроки, связанные с крупными финансовыми группами, способные предложить производителям более выгодные условия. Фармкомпании начали менять свою коммерческую политику, сокращать отсрочку, размеры кредит-ноты, объемы скидок, в целом ужесточать условия работы. С каждым годом рентабельность дистрибьюторского бизнеса снижалась. А сейчас предоставляемые от производителя скидки уже не покрывают всех издержек, включая доставку, маркировку продукции и другие расходы.
Дистрибьюторский бизнес – очень жесткий, фактически это очень взвешенная, хорошо продуманная математическая модель, и идти сюда могут только те, кто умеет хорошо считать. Ведь любая задержка оплаты даже на месяц может полностью вывести компанию из равновесия – рушится весь финансовый цикл. Основной проблемой для многих компаний в новых условиях стало не отсутствие прибыли (она может ожидаться в перспективе), а кассовые разрывы, когда дистрибьютор в моменте не может выполнить свои обязательства, постоянно испытывая нехватку оборотных средств. Конечно, есть возможность взять банковский кредит, но фактически рентабельность дистрибьюторского бизнеса равна величине ставки кредитования, что в конечном итоге снова приводит к кассовым разрывам. Такие условия уже привели к разорению многих дистрибьюторских компаний, и в ближайшие годы заставят уйти с рынка многих других.
Кому под силу выжить в таких условиях? Только крупным дистрибьюторам, связанным с корпорациями и имеющими финансовую подушку безопасности. Будущее дистрибуции – это компании уровня «Фармстандарта» и «Р-Фарм», это консолидация рынка. К сожалению, многие владельцы частных дистрибьюторских компаний, создавшие их еще в 90-е, не понимают, что мир изменился. Это уже не рынок десятков частных разрозненных игроков, а мир финансовых групп и корпоративных правил игры. Сфера здравоохранения становится все более интересной и привлекательной для корпораций – она растет с каждым годом, и открывает хорошие возможности для диверсификации бизнеса. Компании, аффилированные с такими корпорациями и обладающие стабильным финансовым ресурсом, станут в перспективе надежными и прозрачными партнерами для государства.
Происходящие на рынке изменения не могут не затронуть и деятельность бигфармы. В какой-то момент государство четко определится с потребностью в лекарственных препаратах, и ему будет проще заключить договор непосредственно с заводом, расположенном за рубежом, получив товар напрямую. Осуществлять такие поставки смогут те же самые крупные дистрибьюторские компании, партнеры государства. В этих условиях в долгосрочной перспективе может постепенно сойти на нет и деятельность представительств зарубежных компаний на российском рынке.
По моим прогнозам бюджетный рынок лекарств будет выглядеть следующим образом. Главным заказчиком, как и сейчас будет государство, которое выстроит стабильные и понятные отношения с примерно десятью крупными дистрибьюторскими компаниями, обеспечивающими госзаказ, а последние будут работать напрямую с предприятиями, минуя представительства. Поэтому большинству игрокам рынка следует уже сейчас пересмотреть свою стратегию и трезво оценить, способны ли они в долгосрочной перспективе эффективно развивать свой бизнес и выполнять обязательства перед партнерами.