Больше половины россиян так или иначе сталкивались с людьми с онкологическими заболеваниями. Вероятно поэтому люди не готовы их дискриминировать ни в работе, ни в личном общении (по крайней мере декларативно), а треть россиян активно участвует в благотворительной помощи людям с такими заболеваниями.
В 2019 г. в Российской̆ Федерации впервые выявлен 640 391 случай злокачественных новообразований, на 2,5% больше, чем в 2018 году. Это значит, что на 100 000 населения России приходится 436 человек с онкологическими заболеваниями. По данным ВЦИОМ, большая часть опрошенных* лично знакома с теми, у кого диагностировано онкологическое заболевание. Больше половины — 54% — сообщили, что такой диагноз ставили их близким родственникам, 42% сталкивались с ним среди друзей или знакомых, 16% — среди коллег, 15% — знают об онкозаболеваниях известных людей. Каждый двадцатый (5%) рассказал, что сам болеет или перенес онкозаболевание (что соответствует статистике онкозаболеваемости в России).
О возможности ремиссии при онкозаболеваниях не знает больше половины респондентов – 54%. 43% знают о таких случаях, при этом среди осведомленных о возможности ремиссии больше всего жителей Москвы и Санкт-Петербурга (59%), жителей городов с населением от 500 до 950 тыс. человек (51%), женщин (52%), а также жителей России в возрасте 25-34 лет (50%) и 45-59 лет (48%). Меньше всего о случаях ремиссии знают мужчины и молодые люди 18-24 лет (32 и 35% соответственно), и жители сел и городов с населением менее 100 тыс. человек (по 35%).
Основными проблемами, с которыми могут столкнуться люди, переболевшие раком, россияне считают финансовые трудности (43%), нехватку квалифицированных медицинских специалистов (39%), дефицит лекарств (36%), психологическую усталость (27%) и общее ухудшение здоровья (23%). Среди других возможных сложностей респонденты отмечали проблемы с трудоустройством и сохранением работы (15%), а также необходимость кардинально менять образ жизни (14%).
Большая часть опрошенных (62%) считает, что человек после перенесенного онкозаболевания может беспрепятственно вернуться к прежней трудовой деятельности. Среди молодежи (18-24 года) этот показатель еще выше — 86%. Обратного мнения придерживаются 26% от числа всех опрошенных. К видам трудовой деятельности, которыми не может заниматься человек после перенесенного онкологического заболевания, респонденты отнесли тяжелый физический труд (так ответил 31% респондентов), вредное производство (14%), химическое производство (5%), военные и силовые структуры (4%) и 3% отметили, что после перенесенного рака нельзя быть водителем либо пилотом.
Отношение россиян к проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями»
Финансирование онкологической помощи россияне считали важным еще в июне 2019 году, спустя полгода после запуска проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». 91% респондентов ответил, что тема финансирования этой области «скорее значима» для них, при этом особой разницы в ответах нет ни по полу, ни по возрасту. А вот сомнения в том, что задачи проекта, обозначенные Президентом России в 2019 году, будут реализованы полностью, у респондентов были. В полной реализации были уверены только 23% респондентов, в частичную реализацию верил 61% опрошенных, а 11% считали, что задачи не будут реализованы**. При этом в июле 2021 года об организации центров амбулаторной онкологической помощи и строительство онкодиспансеров знали 66% россиян, что на 10 п.п. больше, чем в 2020 году. |
Взять на работу человека после онкозаболевания гипотетически готовы 78% респондентов (среди молодых респондентов, 18-24 лет, этот показатель еще выше – 90%). 11% не принял бы на работу такого человека, 5% респондентов считают, что все зависит от конкретного случая.
В личном общении россияне не дискриминируют перенесших онкозаболевание: 86% готовы состоять в браке с таким человеком (а не готовы — 9%), 98% готовы дружить, 97% согласны работать с такими людьми в одном коллективе, 98% — жить по соседству.
За последние два-три года треть опрошенных (33%) вносили деньги на счет нуждающимся в помощи, 31% передавали вещи благотворительным организациям или конкретным людям, 26% перечисляли деньги благотворительным организациям, 8% участвовали в организации либо посещали благотворительные акции, 5% принимали участие в волонтерской работе. Чаще в благотворительных мероприятиях участвуют молодые люди 18–24 лет (11%), они же чаще занимались волонтерством (10%). Респонденты в возрасте 25–34 лет и 35–44 лет чаще перечисляли деньги на счет нуждающимся (37% и 36% соответственно), благотворительным организациям (33% и 32%) и передавали вещи в благотворительных целях (34% и 36%). Другие возрастные группы не так активны в благотворительности. Никак не участвовали в благотворительности 23% опрошенных.
Если говорить о реабилитации людей, перенесших онкологическое заболевание, то 73% респондентов готовы жертвовать на развитие таких программ (по 79% среди молодежи 18–24 лет и 25–34 лет), не стали бы этого делать 22% опрошенных.
Подавляющее же большинство россиян (89%) считают, что программу реабилитации онкобольных должно финансировать государство, почти треть (31%) полагают, что это должен делать крупный бизнес, 13% указывают на частных благотворителей (28% среди молодых людей 18–24 лет), 8% — на работодателей больных, 5% — на некоммерческие организации.
В начале проекта: россияне были готовы обращаться к российским врачам, но в квалифицированную помощь не верили
В феврале 2019 года только 38% респондентов считали, что человек с онкологическим заболеванием имеет шанс получить квалифицированную медицинскую помощь. 51% считал, что такой возможности у людей нет. Основная причина этого, по мнению россиян, — высокие цены на лечение онкологических заболеваний, так считали 59% тех, кто сомневался в возможности получить квалифицированную помощь. Другими препятствиями считали отсутствие квалифицированных врачей и недостаточное оснащение медучреждений необходимым оборудованием – по 39%. Отсутствие доступа врачей к современным разработкам в сфере борьбы с онкологией воспринимали как препятствие 22% респондентов.
Качество медицинской помощи, оказываемое онкобольным в государственных медучреждениях, респонденты, болеющие раком или имеющие онкобольных среди родственников или близких друзей, в феврале 2019 года были склонны оценивать невысоко: 45% оценивали это качество как «очень низкое» и «низкое», и только 17% — как «очень высокое» и «высокое».
Несмотря на это, почти половина респондентов – 49% — посоветовали бы в случае онкологического диагноза обратиться к российским врачам, и только 33% — к иностранным специалистам. Важно и то, что 89% рекомендовали бы обратиться к помощи официальной медицины, а прибегнуть к помощи нетрадиционных методов посоветовали бы только 4%.
* Опрос проводился 20 мая 2021 года «ВЦИОМ-Спутник». В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
** Опрос проводился 3 июня 2019 года «ВЦИОМ-Спутник».
*** Опрос проводился 3 февраля 2019 года «ВЦИОМ-Спутник».