Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) регулярно поднимает для обсуждения среди специалистов и широкой общественности проблему антибиотикорезистентности (устойчивости к противомикробным препаратам).
Устойчивость к антибиотикам сегодня является одной из самых больших опасностей для глобального здравоохранения, в том числе для России. Без эффективных лекарств против инфекций любое хирургическое вмешательство может привести к печальным последствиям, лечение нелетальных бактериальных болезней станет затяжным и мучительным. Нахождение в стационаре на фоне снижения общей антибиотикорезистентности будет грозить пациентам больничной инфекцией.
Ситуация в России
Осложняется ситуация отсутствием в России целостной системы санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Как известно, СЭС в советском здравоохранении была службой, обеспечивающей проведение и координацию санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. «Поломка» системы произошла с выходом этой службы из системы здравоохранения.
Многие вопросы, например обеспечение больничных учреждений средствами дезинфекции, перешли под ответственность частных компаний, появились серьезные вопросы к качеству поставляемых средств и оценке их эффективности.
По сути, на рынке дезинфекционных средств сейчас возник хаос. Около 40% дезинфицирующих средств, представленных на российском рынке, неэффективны, а многие даже вредны как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Такие оценки приводились в 2020 году на заседании рабочей группы при Совете по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ по общественному контролю за проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий, где был поднят вопрос о необходимости введения контроля за оборотом дезинфицирующих средств.
Многие средства имеют неограниченный срок хранения, микробы к ним давно выработали устойчивость. В отношении ряда средств сложно определить, прошли ли они какие-либо проверки. По оценкам экспертов, 2,5-3 млн россиян ежегодно заражаются больничной инфекцией, на их лечение государство тратит порядка 300 млрд рублей. Стоимость терапии у таких пациентов вырастает в три-четыре раза, а риск летального исхода – в семь раз.
Опрос пациентов показал, что 93% из тех, кто подхватил инфекцию во время лечения в стационаре, считают дезинфекцию в больницах неэффективной.
Что делать?
Нужно перестраивать систему, а для этого потребуется обучить и встроить в систему клинических фармакологов, эпидемиологов специалистов, которые должны стоять на страже того, чтобы любые клинически выраженные заболевания микробного происхождения, поражающие пациента в ходе госпитализации или при посещении лечебного учреждения, были сведены к минимуму. Сейчас врачей этих специальностей менее 40%, их замещают на полставки непрофильные специалисты, например терапевты и хирурги.
Лечение внутрибольничных инфекций не заложено в стандарты, тарифы ОМС. Учитывая, что до 80% медицинской помощи оказывается в нашей стране по ОМС, это означает, что функционал врача не определен, а оплата ему не предусмотрена. Возникает вопрос и к качеству лечения: терапевт может не суметь диагностировать заболевание микробного происхождения.
Отсутствие целостности системы дезинфекции и здравоохранения наиболее драматично показало себя в пандемию. Многие специализированные медицинские учреждения были перепрофилированы под ковидные госпитали. Плановая помощь пациентам с хроническими заболеваниями была приостановлена, утрачены технологии, оборудование и, что немаловажно, ценные кадры, узкие специалисты.
Нужно не просто вернуть Роспотребнадзор в систему здравоохранения, о чем иммунологи, врачи других специальностей, пациентские организации говорят уже лет пять. На фоне роста вакциноуправляемых и других инфекций нужно определить, какое место в современном пациентоориентированном здравоохранении должна занять система дезинфекции, ведь все решения в этих областях подчинены одной цели: сделать гражданина здоровым.