Процесс локализации и импортозамещения, начавшийся еще на рубеже 2010-х, привел к тому, что после февраля 2022 года существенного сокращения производства онкологических препаратов и препаратов для сердечно-сосудистой системы в России не произошло. Иностранные локализованные производители и отечественные компании наращивают объемы выпуска, отчасти вытесняя с рынка отдельные импортные продукты.
Если рассматривать всю группу С (сердечно-сосудистая система), то, по данным RNC Pharma, за январь – июль 2022 года в нашей стране было произведено 440,5 млн упаковок готовых ЛП, что на 8,4% больше, чем за аналогичный период 2021 года, а в денежном выражении это 94,7 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС), здесь прирост составил 16%. Общее количество торговых марок в текущем году – 288 штук (годом ранее – 277), МНН в текущем году – 149, годом ранее – 147 штук.
Общее количество компаний, производящих сердечно-сосудистые препараты, в январе – июле 2022 года составило 124 штук (годом ранее – 126). «Если учитывать российские компании, принадлежащие иностранному капиталу, в том числе локализованные полностью в России на собственных мощностях (типа „Акрихина” или „Верофарма”), то их количество за год не изменилось: их по-прежнему 21. Справедливости ради надо отметить, что есть и чисто российские игроки, которые занимаются, скажем, упаковкой индийских препаратов, ввезенных in-bulk, и по логике вещей они даже в меньшей степени отечественные, нежели те же „Верофарм”, „Акрихин” или Servier, которые работают по полному циклу производства лек. форм. А вот натуральный объем отгрузок условно иностранных производителей сократился на 2,3%, при этом денежный вырос на 12,5%», – поясняет Николай Беспалов, директор по развитию из компании RNC Pharma.
Что касается онкологии, то по двум группам – L01 (антинеопластики) и L02 (цитостатическая гормональная терапия) – за январь – июль 2022 года выпущено 9,7 млн упаковок (на 5,5% больше, чем за аналогичный период 2021 года), в деньгах это порядка 103,5 млрд рублей (+38%).
Общее количество компаний-производителей в январе – июле 2022 года составляло 45 штук (годом ранее их было 47), условно иностранных из них – всего 17, и за год количество не изменилось. Натуральный объем отгрузок продукции данных производителей вырос на 4,4%, а денежный прибавил – 67%. Общее количество торговых марок в этом году – 147, в прошлом – 141, МНН в текущем году – 79, годом ранее было ровно столько же.
Что касается ввоза иностранных препаратов (без признаков локализации), то в группе сердечно-сосудистых средств количество упаковок готовых лекарственных препаратов за январь – август 2022 года сократилось на 10%, а в стоимостном выражении сегмент вырос на 5,4%.
В онкологии за тот же период рост в упаковках составил +11,4% и 30,2% в рублях (прежде всего за счет растущих госзакупок).
«Происходящее в большей степени отражение глобальных тенденций, а не текущего кризиса с логистикой или санкционным давлением. Наша локализация началась задолго до ковида, этому способствовала „Фарма-2020” и соответствующий „Нацпроект”. И, скорее всего, это именно продолжение тех тенденций, которые логистические сложности только стимулируют», – поясняет Николай Беспалов из RNC Pharma.