13 декабря депутаты Заксобрания Нижегородской области внесли в Госдуму законопроект о выводе абортов из услуг частных клиник. Последние три месяца российские регионы активно принимали решения об ограничении «пропаганды» абортов и сокращали возможности частных клиник проводить такие процедуры. GxP News восстановили хронологию борьбы регионов с абортами.
На прошлой неделе депутаты нижегородского заксобрания внесли в Госдуму законопроект об исключении частных клиник из числа медицинских организаций, имеющих право делать аборты. Комитет Госдумы по охране здоровья выступил против запрета на аборты в частных клиниках. Проанализировав позиции Минздрава, Росздравнадзора и общественных организаций, комитет пришел к выводу о необходимости сохранения права выбора гражданином РФ врача и медицинской организации для искусственного прерывания беременности.
Последние четыре месяца российские регионы активно боролись за ограничение абортов на местном уровне – от запрета «склонения к прерыванию беременности» до ограничения сделать аборт в частной клинике.
Первым регионом России, принявшим закон о запрете склонения к прерыванию беременности, стала Мордовия. Закон вступил в силу с 13 августа. Под пропагандой абортов в законопроекте понимаются, например, высказывания, обосновывающие «нравственную нейтральность искусственного прерывания беременности».
В начале сентября в Минздраве Татарстана сообщили, что от лицензий на проведение абортов с начала года отказалась треть коммерческих клиник региона. Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец даже предложила стимулировать отказ частных клиник от проведения абортов, чтобы компенсировать выпадающие доходы.
Еще в мае Ирина Волынец направила обращения в комитеты Госдумы по делам семьи, женщин и детей и по охране здоровья с просьбой «разработать законопроект, в соответствии с которым процедура искусственного прерывания беременности будет проводиться только по системе ОМС». Тогда Ирина Волынец заявила, что «в целях увеличения дохода частные клиники содействуют рекламе абортов». Тогда глава комитета Госдумы по делам семьи Нина Останина это предложение не поддержала, зато за инициативу вступилась вице-спикер нижней палаты Анна Кузнецова.
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявил, что готов обсуждать идею проведения абортов только в государственных медицинских учреждениях, исключив из процесса частные клиники. По его словам, частные учреждения нередко игнорируют период под названием «неделя тишины», в течение которого обратившаяся за услугой женщина может передумать и сохранить беременность.
В начале октября Минздрав ужесточил оборот препаратов для прерывания беременности – мизопростола и мифепристона, отметив при этом, что эта мера не снизит доступность средств экстренной контрацепции. Тогда же, с начала октября, частные клиники Крыма и Курской области объявили об отказе проводить процедуры по прерыванию беременности.
17 октября примеру коллег из Мордовии последовал глава Тамбовской области Максим Егоров, который внес в местную думу законопроект о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности на территории региона.
2 ноября и заксобрание Тверской области приняло закон «О запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности» на своей территории.
9 ноября власти и духовенство Крыма попросили частные клиники «внести вклад в улучшение демографической ситуации» и прекратить делать аборты. Таким образом, прервать беременность в регионе можно только в частной клинике. А 15 ноября Симферопольская и Крымская епархия внесла на рассмотрение в Общественную палату Республики Крым проект регионального закона, подразумевающий запрет на склонение женщин к аборту.
22 ноября депутаты заксобрания Калининградской области приняли закон, запрещающий к склонению к абортам в регионе. А в сентябре спикер заксобрания Калининградской области анонсировал начало работы над нормативными актами, регулирующими в регионе процедуры по прерыванию беременности и включающими в том числе запрет частным кликам проводить аборты.
30 ноября нижегородские депутаты поддержали предложение губернатора Глеба Никитина о внесении поправок в федеральное законодательство о запрете проведения абортов в частных медучреждениях. Проект будет направлен в Госдуму, если он будет принят, право проводить аборты останется только у государственных клиник региона.
Тогда же, 30 ноября, от проведения абортов в частных клиниках отказались в Липецкой области.
1 декабря губернатор Курской области Роман Старовойт внес в областную думу законопроект о запрете склонения к абортам в целях «создания положительной установки на рождение детей». 10 ноября замгубернатора Курской области Андрей Белостоцкий заявил, что четыре из пяти учреждений с лицензией на химические аборты отказались от нее. Ожидается, что скоро и оставшиеся медучреждения сделают то же.
1 декабря Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отправила запрос в минздравы Крыма и Татарстана в связи с ограничениями абортов в частных клиниках регионов. В ведомстве заинтересовались инициативами местных властей после обращения о возможном нарушении законодательства. ФАС напомнила, что, согласно ст. 15 закона о конкуренции, в России действует запрет на принятие органами власти решений, ограничивающих конкуренцию.
13 декабря законодательное собрание Нижегородской области внесло в электронную базу Госдумы законопроект, который лишает частные клиники возможности оказывать услуги по прерыванию беременности.
Отношение регионов к запрету на проведение абортов в частных клиниках и на «склонение» к абортам
частные клиники перестали делать аборты |
|
|
часть частных клиник ограничила аборты |
|
|
обсуждается ограничение абортов в частных клиниках |
|
|
введен запрет на «склонение» к абортам |
|
|
обсуждается запрет на склонение к абортам |
|