По статистике, которую приводит ВОЗ, каждые 30 секунд от последствий гепатита в мире умирает один человек, поэтому перед врачебным сообществом стоит задача повышения эффективности профилактики, диагностики и лечения гепатита. Согласно глобальному докладу по гепатиту, опубликованному ВОЗ в апреле 2024 года, число жертв этого заболевания постоянно растет, а количество людей, инфицированных гепатитом, в девять раз превышает число ВИЧ-инфицированных.
Гепатит С ‒ самый коварный среди парентеральных гепатитов, врачи называют его «ласковый убийца», так как явная симптоматика для него редкость и проявления болезни по незнанию многие обычно списывают на обычную усталость. Вялость, тошнота, беспричинная слабость, снижение аппетита и умственной активности могут быть проявлением болезни, при этом кожа и склеры глаз часто не желтеют. Многие зараженные гепатитом С даже не догадываются, что инфицированы, так как нет явных симптомов заболевания.
Российская статистика по заболеваемости за 2023 год показывает, что зарегистрировано около 46 тысяч новых случаев хронического гепатита С, больше, чем в 2019 году. Это не означает, что случаи заражения участились, а демонстрирует настороженность врачей и отклик среди пациентов на предпринимаемую работу по актуализации проблемы. Именно увеличение количества проведенных скринингов и дало цифры роста заболеваемости: выявлены те пациенты, которые были инфицированы ранее, и, попав в поле зрения врачей, они смогли получить помощь.
«Это должно восприниматься как позитивная тенденция, мы стремимся выявить всех пациентов, которые инфицированы, чтобы включить их в систему оказания помощи, ‒ так прокомментировал приведенную статистику Владимир Чуланов, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Министерства здравоохранения РФ. ‒ За последние годы было сделано многое, чтобы оказываемая качественная медицинская помощь стала более доступна. Сейчас в российском здравоохранении действуют клинические рекомендации по лечению хронического гепатита С, которые полностью соответствуют мировым стандартам и рекомендациям ВОЗ. Мы можем лечить хронические вирусные гепатиты так же, как это делают во всем мире. Это возможно благодаря тому, что все препараты, необходимые для лечения, зарегистрированы и доступны в Российской Федерации».
Благодаря пристальному вниманию к проблеме медицинского сообщества, активной позиции пациентских организаций в ноябре 2022 года был принят план по борьбе с хроническим гепатитом С, что, по сути, стало национальной программой по элиминации гепатита. Для того чтобы движение в этом направлении продолжалось более эффективно, необходимо создание такого инструмента, как регистр пациентов с хроническими вирусными гепатитами. Постановлением Правительства РФ с 1 сентября 2024 года официально начинает функционировать федеральный регистр, что позволит в том числе планировать объемы по лечению и объективно оценивать результаты.
На сегодняшний день в России существуют региональные планы по борьбе с гепатитами, созданные за 2022-2023 год. «В 2024-м сделан следующий шаг, утверждены минимальные объемы охвата лечения, то есть каждый регион мало того что обязан лечить гепатит C по ОМС, но еще есть минимальный объем пациентов, которых каждый регион должен вылечить. Насколько я знаю, в программе госгарантий на следующий год этот показатель будет пересмотрен в сторону увеличения. В федеральном бюджете на 2024, 2025 и 2026-й годы предусмотрены существенные средства целевым образом, выделяемые на лечение гепатита, которые не смогут быть использованы на другие цели, ‒ говорит Никита Коваленко, председатель правления МОО „Вместе против гепатита“. ‒ К сожалению, не все проблемы решены. Упор сделан даже не на лечение, а на лекарственное обеспечение, но при увеличивающемся охвате важно понять, насколько врачебное сообщество готово проводить диагностику и оказывать медицинскую помощь».
Сейчас на финальном этапе разработки находятся документы по изменению порядка проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, куда планируется включение скрининга на вирус гепатита C один раз в 10 лет, начиная с 18 лет. Но, говоря об эффективности скрининга, нельзя не учитывать, что важнейшим компонентом является построение дальнейшего маршрута пациента.
«Повышается доступность лечения, есть возможность оказывать качественную современную медицинскую помощь и, конечно, более четко выстроить маршрут пациентов. Выявляет болезнь терапевт, дальше пациент (в зависимости от доступности медицинской помощи в конкретной медорганизации) или консультируется у специалиста-инфекциониста, или остается у терапевта, который может обратиться за телемедицинской помощью инфекциониста, или передается для ведения инфекционисту, ‒ говорит Любовь Дроздова, главный внештатный специалист по медицинской профилактике МЗ РФ. ‒ Но для того, чтобы нам эффективно выстроить процесс от момента скрининга до момента лечения, недостаточно нормативных правовых документов и клинических рекомендаций. Важна готовность самих пациентов, правильное понимание угроз, связанных с вирусным гепатитом C».
Лечение гепатита у детей
Элиминация гепатита С среди детей ‒ сложная задача, но, по мнению экспертов, она поддается решению. В этом году завершена работа по подготовке клинических рекомендаций для педиатров, в ближайшее время должны быть утверждены Минздравом. «Самое главное в этих рекомендациях ‒ единая позиция всех специалистов, которая позволяет четко организовать работу по элиминации гепатита, – отмечает Юрий Лобзин, президент Детского научно-клинического центра инфекционных болезней ФМБА России. – Все дети, рожденные от материи с HCV-инфекцией, должны быть обследованы на гепатит C. Терапия показана всем, кто старше трех лет (дети от 3 до 11 лет лечатся специальными лекарственными формами, а подростки 12-17 лет лечатся аналогично взрослым). Важнейший вопрос: как терапия должна быть профинансирована? Фонд „Круг добра“ рассмотрел этот вопрос, и в марте 2023 года экспертный совет фонда утвердил включение терапии в перечень тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний. В апреле попечительским советом было принято решение о включении необходимых лекарств в перечень закупаемых Министерством здравоохранения препаратов для терапии детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями».
Сколько детей с хроническим гепатитом C в России? Данные, полученные на конец 2022 года, – 4262 ребенка, при этом на сегодняшний момент благодаря фонду «Круг добра» организовано лечение 1908 детей.
Хотя заболеваемость среди детского населения находится на невысоком уровне, каждый год регистрируется около 350 новых случаев. Казалось бы, что с проблемой можно справиться быстро и эффективно. «Однако есть подводные камни, в первую очередь это серораспространенность гепатита C у детей, поэтому реальное количество детей с хроническим гепатитом С неизвестно, ‒ говорит Юрий Лобзин. По мнению эксперта, скрининг на HCV необходимо проводить в 6 и 16 лет. ‒ Почему нами предлагаются эти две цифры? Первое – это то, что дети заражаются в абсолютно подавляющем большинстве случаев вертикальным путем, то есть от беременных женщин, которые являются носителями HCV-вируса. Но обязательно ли ребенок заболеет гепатитом С? Есть очень интересные данные, подтверждающие факт самопроизвольного очищения организма ребенка от вируса. Этот процесс идет очень активно первые три-четыре года, и к шести годам становится ясно, очистился организм от вируса или нет. В среднем у 10% детей, инфицированных перинатально, происходит спонтанное разрешение этой инфекции».
Именно на подростковый возраст приходится следующая волна заражений. Специалисты связывают это с рядом причин: посещение косметических и тату-салонов, инъекционное применение психотропных препаратов, начало половой жизни и другие.
На сегодняшний день вылечить ребенка можно, если оформить терапию гепатита С через фонд «Круг добра». Для этого родителям необходимо подать заявление на госуслугах, после чего оно передается в органы здравоохранения субъекта, где формируется заявка, и направляется в фонд.
«При внедрении скрининга на гепатит С и сохранении тех темпов охвата терапии, которые сейчас мы имеем, достижение элиминации гепатита С у детей в Российской Федерации вполне реально в будущем», ‒ считает Юрий Лобзин.