Made in Russia: почему меры по повышению рождаемости не откликаются россиянам

0

Россия — не единственная страна, где на протяжении нескольких лет фиксируется убыль населения. На сегодняшний день в России коэффициент рождаемости (показатель числа детей, которых женщина, как ожидается, родит за свою жизнь), как и в Чехии, Швеции и Германии, составляет 1,4 ребёнка на женщину (общий коэффициент для всего мира — 2,2). Тем не менее, меры, предпринимаемые на государственном уровне, сравнительно демократичны, но всё же вызывают у населения беспокойство. GxP News попытался разобраться, почему россияне с недоверием относятся к «демографическим» проектам.

О том, как с демографической ямой борются в Китае — стране, где данный показатель ещё хуже, читайте в первой части текста.

В России коэффициент рождаемости, по данным ООН, снижается с 2012 года (2011 год — 1,6 ребёнка на женщину, 2012 год — 1,7, а далее рост исключительно отрицательный). Необходимого для восполнения народонаселения уровня в два ребёнка на одну женщину в стране не фиксировалось с 1989 года. И сегодня для России, как и для Китая, характерны разноплановые меры, призванные исправить ситуацию.

Это как обширные федеральные программы, затрагивающие федеральный бюджет (материнский капитал, жилищные льготы для многодетных, а также для молодых врачей, учёных и другое), так и локальные, вводимые на уровне регионов (поддержка многодетных семей, бесплатные скрининги и консультации). Власти субъектов практически не ограничены в возможности по своему усмотрению регулировать этот вопрос. Например, в Краснодарском крае активно поддерживаются проекты создания семейных поселений, в Республике Башкортостан действует программа «Молодая семья — доступное жильё», по которой региональный фонд выдаёт займы на приобретение или строительство первого жилья, а в Калининградской области установлены выплаты «студенческим» молодым семьям при рождении первенца.

Кроме того, недавно власти Республики Мордовия заявили о решении выплачивать по 100 тысяч рублей местным жительницам, которые решатся на рождение первого ребёнка до достижения 25 лет. Аналогичные меры уже приняли в Самарской и Челябинской областях, Республике Карелия, Красноярском и Пермском краях. А в Красноярском крае, где до сих пор экстракорпоральное оплодотворение проводилось только в частных клиниках, задумались о создании государственного центра вспомогательных репродуктивных технологий.

Не обходится и без запретительных мер. Так, в октябре омские депутаты начали рассматривать законопроект о запрете склонения женщин к абортам. Региональные власти собираются внести изменения в Кодекс Омской области об административных правонарушениях и ввести штрафы для тех, кто будет уговаривать женщин прервать беременность.

Представители региональной власти считают, что такой закон необходимо принять на государственном уровне. «Создана фабрика самоуничтожения. Те же самые врачи, которые уговаривают прервать беременность, дают таблетку, в частной клинике проводят операцию. Все знают, что это бизнес. Я вообще очень удивлён, что мы такой мягкий закон обсуждаем. На уровне государства нужно принять жёсткий закон. Должен быть контроль в самой поликлинике», — высказался депутат регионального Законодательного собрания от «Коммунистов России» Владимир Казанин.

По его мнению, рост рождаемости связан прежде всего с идеологией, а не с благосостоянием населения: «Должны быть приняты кардинальные меры по изменению этой ситуации. Почему нет многодетных матерей на экранах? Это большой и серьёзный вопрос, который надо решать на уровне государства».

Будет ли транслироваться подобное мнение на уровне государства, ещё неизвестно. Тем не менее, уже сейчас ясно, что государство просматривает и анализирует опыт других стран. Так, в июне 2023 года зампредседателя нижней палаты парламента Анна Кузнецова на заседании рабочей группы по сохранению традиционных ценностей заявила, что порядка десяти регионов были готовы присоединиться к инициативе по ограничению проведения абортов в частных клиниках. Например, в Республике Крым частные медцентры добровольно отказались от таких услуг.

Бесплодие — не болит

Одним из элементов «демографической» политической системы Российской Федерации является Экспертный центр по демографии и репродуктивному здоровью при «Деловой России». Его цель — поддержка разработки, внедрения и координации программ по повышению рождаемости и программ активного долголетия. Если говорить о последних проектах в области репродукции, принятых при непосредственном участии центра, то к ним можно отнести скрининг репродуктивного здоровья, который с 2024 года включён в программу госгарантий. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, оценка репродуктивного здоровья стала частью плана мероприятий к Году семьи (2024 год объявлен президентом РФ Владимиром Путиным Годом семьи).

Скрининг доступен как женщинам, так и мужчинам и проводится в два этапа. Первый включает осмотр и анализы, второй проводится по результатам первого с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза. Это, в том числе, УЗИ (органов малого таза, молочных желез, предстательной железы и органов мошонки), спермограмма и другое.

В беседе с GxP News глава Экспертного центра по демографии и репродуктивному здоровью Кирилл Литовченко разъяснил, с какой целью вводится данная мера и какие ожидаются результаты.

«Нарушение репродуктивной функции наблюдается у одной из шести пар. В нашей стране лиц репродуктивного возраста от 18 до 49 лет — примерно 65 млн, согласно статистике. То есть, 17 % от этой цифры — это более 10 млн человек, которые на определённом этапе своей жизни испытывают проблемы с репродуктивной функцией. Почему это важно знать? Давайте посмотрим: возраст сексуального дебюта современные эксперты оценивают в 14-15 лет. При этом всё увеличивается возраст первых родов — сейчас в России это 26 лет. А за эти 11−12 лет между первым сексуальным опытом и рождением ребёнка происходит довольно частая смена половых партнёров, что приводит, в том числе, к росту заболеваемости ЗППП, многие из которых ухудшают или вовсе блокируют репродуктивную функцию. И это не только вопрос недообследованности, но и низкой информированности населения о собственном здоровье», — говорит он.

В других странах, продолжил Литовченко, аналогичных инициатив нет: «Чтобы каждый, кто проходит диспансеризацию (а в нынешнем году это порядка 90 млн человек), мог бесплатно получить такую услугу — такого я не замечал». Впрочем, этого недостаточно, добавил эксперт. По его словам, необходимо предусмотреть диалог с обществом, с молодыми людьми, и в том числе изучить опыт того, как пациенты реагируют на нововведения в этой области.

Яркий пример, почему это нужно: в сентябре жительницы Москвы и Подмосковья стали получать электронные направления на медицинский анализ антимюллерова гормона (АМГ), который позволяет оценить фертильность. Если он снижен, пациентку приглашают в центр женского здоровья или женскую консультацию, где предлагают комплекс необходимых мероприятий, чтобы в будущем она смогла завести ребёнка. Это, в том числе, криоконсервация яйцеклеток.

Несмотря на мягкость данного предложения и добровольность самой процедуры, реакция на него оказалась неоднозначной. В социальных сетях и комментариях к публикациям в СМИ многие пользователи возмущались таким ходом, называя действия властей избыточными и подозревая их в попытке подтолкнуть к нежеланному на данный момент материнству.

«Проблема бесплодия в том, что оно не болит. И если люди в какой-то период жизни не хотят иметь детей, то они этим вопросом не занимаются — а ведь чем раньше начнёшь искать причину, тем больше шанс, что её получится устранить к тому моменту, когда вопрос рождения ребёнка станет актуален. Поэтому, учитывая, что у нас в обществе любят «хаять», не разобравшись (уверен, те, кто воспринял предложение отрицательно, даже не знают, что такое АМГ), очень важно параллельно запуску новых программ доступно информировать широкие массы, формируя в сознании людей «базу» из правильных мыслей. Тогда, вероятно, негативного отклика не будет, а количество тех, кто захочет воспользоваться медицинскими услугами, увеличится», — заключил Литовченко.

Вводить такое репродуктивное просвещение нужно повсеместно, уверен Литовченко, — задействованы должны быть абсолютно все целевые группы, причём для каждой из них необходимо подобрать подходящий механизм воздействия. А что касается дальнейших проектов Экспертного центра, вероятно, следующей разработкой может стать обязательный скрининг на заболевания, передающиеся половым путём. Впрочем, делать выводы ещё рано — для того чтобы наметить дальнейший план, необходимо оценить то, что уже сделано, включая результаты скрининга, и проанализировать их, чтобы предпринимать новые меры, направленные на улучшение репродуктивной функции россиян.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version