
Как финансирование медпомощи влияет на здоровье населения. В каждой стране сложилась собственная модель финансирования здравоохранения. Российскую относят к смешанной: деньги поступают из бюджета, фондов страхования и личных средств граждан. Какая существует корреляция между источниками финансирования и показателями здоровья нации, разбирались «Новости GxP».
Эксперты выделяют три основные модели систем здравоохранения по формату финансирования: государственная, социально-страховая и рыночная (частная). Для первой характерно бюджетное финансирование: граждане получают медицинское лечение преимущественно бесплатно – главным поставщиком и в то же время получателем помощи является государство. Социально-страховая система подразумевает смешанный тип финансирования: значительная часть услуг оказывается фондами обязательного страхования граждан, а государство выступает гарантом оказания медпомощи. При этом часть медицинских услуг сверх гарантированных возлагается на частные компании или покрывается за счет самих граждан. При рыночной же системе здравоохранения медпомощь преимущественно предоставляется на платной основе, а потребности малообеспеченных слоев населения, пенсионеров и безработных берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ.
Надо отметить, что в чистом виде эти модели встречаются редко. Тем не менее принято считать, что наиболее близки к государственной системе здравоохранения в Ирландии, Дании, Испании и Португалии, к социально-страховой – в Канаде, Германии и Японии, а наиболее яркий представитель рыночной модели – США, где организация здравоохранения возложена на частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных (Medicade) и пенсионеров (Medicare).
37% затрат на медпомощь россияне оплачивают из своего кармана
Российскую модель здравоохранения можно отнести к смешанным, но с преобладанием государственного сектора, поскольку в стране действует и бюджетное, и фондовое финансирование медпомощи, но часть услуг все же оказывается на платной основе. Доля собственных средств граждан, затрачиваемых на медпомощь, составляет 37%. Это больше, чем в большинстве развитых стран. При этом объемы государственных вливаний в здравоохранение в России ниже европейских. Особенно много россияне тратят на лекарства – до 80% препаратов граждане покупают за свой счет, говорят эксперты. На формирование именно такой системы здравоохранения оказало влияние несколько факторов, в том числе «наследственность» системы СССР, менталитет, относительно низкий уровень жизни населения, а также госполитика, направленная на усиление роли государства в сфере оказания помощи.
Существует ли идеальная модель
У каждой модели финансирования здравоохранения есть свои преимущества. «Модель финансирования гарантированной бесплатной помощи населению по ОМС более затратная, чем бюджетная модель, но зато у нее есть фиксированный источник – установленные взносы, отчисляемые работником или работодателем. Бюджетная модель легче в управлении, более прозрачная, но требует отстаивания расходов: министрам здравоохранения приходится бороться с другими отраслями за свои расходы в рамках бюджета страны или региона», – говорит Гузель Улумбекова, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением.
Существующую в России модель эксперт считает неоптимальной: «Во-первых, она смешанная и сложная. Есть страховое, федеральное и региональное финансирование – между ними много запутанных межбюджетных трансфертов, и у каждого источника существуют свои правила отчетности. Во-вторых, в ней действует неверный принцип оплаты медорганизациям за услуги: чем больше больных „пролечит“ больница, тем больше денег она получит.

В итоге в ряде из них, особенно в сельской местности, где небольшое население, складывается дефицит финансирования. Как следствие, снижается оплата труда медработников, формируется их нехватка. В-третьих, она несправедливая. Неверно установленные коэффициенты, по которым в регионы распределяются деньги из центра, привязаны к средней оплате труда. То есть те субъекты, которые имеют невысокую оплату труда работников, получают меньше средств на бесплатную медицину, поэтому большинство стран предпочитает финансировать здравоохранение по бюджетной модели».
Факт: близкой к советской модели финансирования медицины эксперты считают британскую
По мнению эксперта, главная проблема системы финансирования в нашей стране – это его недостаток. К примеру, в 2024 году в РФ государственные расходы на здравоохранение составляли 3,5% ВВП. Это в 1,8 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, относительно близких к России по ВВП на душу населения, и в 2,5 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС.
«За счет большего финансирования развитые страны могут в том числе субсидировать стоимость лекарств в амбулаторных условиях всему населению, чего в России нет. У нас льготное обеспечение препаратами реализовано только для определенных категорий граждан. Около 80% лекарств, получаемых амбулаторно, в России оплачивает сам пациент. Также большее финансирование дает возможность предоставлять населению бóльшие объемы помощи. Без соблюдения норматива финансирования госрасходов – минимум 5% ВВП – мы не сможем дальше увеличивать доступность медицинской помощи и снижать смертность», – отмечает Гузель Улумбекова.
Оптимальной эксперт назвала преимущественно бюджетную модель финансирования, которая была реализована в СССР. Сейчас наиболее приближенной к ней считается британская модель. Вместе с тем при недостаточном финансировании любая модель будет неэффективна.
Кто платит за лекарства
Большое значение в рамках различных моделей здравоохранения имеет подход к финансированию лекарственного обеспечения. Так, в некоторых странах существует частичное или полное субсидирование лекарственной терапии, а также различные льготные программы для отдельных категорий граждан. Как и в моделях здравоохранения, в финансировании лекобеспечения можно выделить три механизма сооплаты: взимание фиксирован ной суммы, которая составляет лишь часть стоимости лекарства, доплата определенного процента от стоимости и смешанный тип, включающий два предыдущих.
Программы сооплаты лекарств в нашей стране не реализованы
Льготы же обычно предоставляются тяжелобольным людям, пациентам с хроническими заболеваниями, а также социально незащищенным группам населения, например малоимущим и пенсионерам. К примеру, в Национальной службе здравоохранения Великобритании определенные категории граждан освобождены от оплаты лекарств, на которые есть рецепт. Это пожилые люди, дети, беременные и недавно родившие женщины, малоимущие и инвалиды. Во Франции система ОМС покрывает большую часть расходов на медуслуги и лекарства. Для лечения тяжелых и хронических заболеваний пациенты могут быть полностью освобождены от оплаты лекарств и медицинских услуг, связанных с лечением этих заболеваний. Список таких заболеваний определяет государство.
Эта модель характерна для большинства экономически развитых стран. Например, в Норвегии право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение предоставляется при 36 хронических заболеваниях, но назначение особо дорогих лекарств контролируется специальным комитетом. В некоторых странах затраты на приобретение ЛС могут частично возмещаться за счет общественных фондов.
3,5% ВВП – госрасходы на здравоохранение в РФ в 2024 году
В России также существуют программы льготного лекарственного обеспечения граждан. По федеральной льготе лекарствами преимущественно обеспечивают незащищенные слои населения, по региональной – пациентов с хроническими заболеваниями. Программы сооплаты лекарств в нашей стране не реализованы.

Не хватает самоконтроля
Ученые отмечают, что существует корреляция между источниками финансирования системы оказания медпомощи в стране и показателями здоровья нации. Так, высокая доступность лекарств существенно повышает коэффициент ВОУЗ (индекс всеобщего охвата услугами здравоохранения), который и влияет на уровень общественного здоровья, отмечает научный руководитель ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко» академик РАН Рамил Хабриев. А доступность во многом обеспечивается именно субсидированием и льготами.
Россиянам даже при лечении по ОМС часто приходится доплачивать за дополнительные услуги
В России доля собственных средств граждан, затрачиваемых на здравоохранение, составляет 37%. Это больше среднеевропейского показателя, равного 29%, по данным ВОЗ. Так, в 2023 году всего на здравоохранение в РФ было выделено 9,4 трлн рублей. Из них государство обеспечило поступление 5,8 трлн рублей, население – 3,6 трлн рублей. Даже в США с их рыночной моделью финансирования доля личных средств граждан в структуре составляет всего 20%. Остальные средства поступают от программ частного страхования (40%) и госпрограмм помощи пожилым и малоимущим людям (40%).
Россиянам даже при лечении по ОМС часто приходится доплачивать за дополнительные услуги. Такие результаты, в частности, показал опрос ВЦИОМ. Согласно исследованию центра, лишь 35% россиян никогда не пользовались платными услугами государственных клиниках. Большинство опрошенных считают такое положение дел недопустимым.
Необходимость тратиться на лекарства и медпомощь снижает приверженность пациентов к терапии. «Когда у пациентов возникает необходимость оплачивать медицинскую помощь из собственного кармана, они зачастую принимают решение о сокращении количества походов к врачу и приобретения лекарственных средств», – считает Гузель Улумбекова.
Субсидирование стоимости лекарств могло бы также подтолкнуть пациентов к посещению врачей вместо самолечения – согласно исследованиям, более чем в 60% случаев проблем со здоровьем россияне пытаются решить их самостоятельно на дому, не обращаясь к медицинским специалистам.
Вероника Кулакова


