Заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ кандидат биологических наук Павел Волчков — о роли современных препаратов в обеспечении активного долголетия
Человек не создан для того, чтобы его вес был в 2-3 раза больше оптимального. Он может функционировать, если вес ниже нормы: это не очень хорошо, но более физиологично. На протяжении всей истории люди были подтянутыми, и объяснялось это очень простым фактом: не было такого количества доступной пищи. А когда она появилась, выяснилось, что у большинства людей отсутствует негативная регуляция: мы не умеем остановиться. Чувство насыщения у нас практически не работает, потому что в моменте возникает небольшая эйфория, позитивно подкрепленная количеством глюкозы в крови. Поэтому большинство из нас стали переедать при доступе к большому количеству пищи.
Фармакологи предложили свое решение: использовать компоненты обратной связи, в частности глюкагоноподобный пептид первого типа, который выпустила Novo Nordisk под названием «Оземпик». И он оказался эффективным в предотвращении ожирения. Есть ряд побочных эффектов: проблемы с перистальтикой кишечника, диарея, абдоминальная боль, рвота, тошнота. Ну и главный минус такой терапии — мы сами себя лишаем позитивного подкрепления нашей центральной нервной системы от еды.
Люди же едят не потому, что голодны, а потому, что хотят получить удовольствие. Еда — естественный позитивный стимулятор. Поэтому люди, испытывая стресс, часто заедают его. Далеко не все готовы справиться со своей пищевой зависимостью самостоятельно, поэтому на помощь пришли препараты. Они эффективны, но лишь в том окне, в котором вы их применяете. У нас пока не накопилось достаточной статистики по применению и постклиническому состоянию принимающих препараты, подобные «Оземпику».
Но мы видим, что люди, принимая эти препараты, действительно теряют килограммы. А вот после употребления должна работать собственная система контроля. Если вы можете себя контролировать, значит, удержите собственный вес. Если не можете, вам придется периодически прибегать к повторным инъекциям.
Проблема в том, что, принимая эти препараты, человек отключает у себя позитивную стимуляцию. И нужно найти другое позитивное подкрепление. Идеально, если на фоне возврата к норме веса человек начинает заниматься спортом, что способствует выработке целого ряда позитивных нейро-стимуляторов. Если нет — тоже не беда, мы же умеем бороться с депрессией, так что кто-то пойдет в спортзал, а кто-то начнет принимать антидепрессанты.
Так что в идеале прием таких препаратов должен способствовать изменению социальных привычек. К счастью, исчезает катастрофический, на мой взгляд, тренд – бодипозитив. Социум не должен поощрять образ жизни, ведущий к избыточной полноте. Людей с избыточным весом нужно побуждать менять свои привычки, что-то делать, чтобы вернуть себя в нормальную физиологическую форму. В противном случае с большой вероятностью разовьется целый букет хронических заболеваний. Скорее всего, человек не сможет эффективно работать, его ждет ранняя инвалидизация. Конечно, неприятие обществом должно быть мягким, но все же побуждать человека к изменениям.
Сможем ли мы победить ожирение? Очевидно, да. Сейчас это пионерские препараты, а разрабатываются еще более интересные, комбинированные, позволяющие сохранить мышцы. Потом изобретут нейроэндокринный стимулятор и будут его прописывать параллельно с «Оземпиком». А потом, возможно, появится препарат, который позволит приобретать мышечную массу, не ходя в спортзал. Так что, думаю, вопрос с системным ожирением, тем более патологическим, человечество с помощью рекомбинантных белков и генотерапевтических препаратов решит.
| Идеально, если на фоне возврата к норме веса человек начинает заниматься спортом |
Продолжительность человеческой жизни увеличивается. А значит, мы плавно переходим на фармацевтическое поддержание. Хороший пример с женщинами в постменопаузе. Прием гормональных препаратов успешно продлевает физиологическую молодость. А вот женщина, которая не пользуется постменопаузальной терапией, на глазах – за каких-то полтора-два года – превращается в бабушку. Так что замедление старения становится вопросом культуры грамотного применения фармацевтических препаратов.
С кардиологическими препаратами еще более наглядно, их прием уже стал нормой практически для всех людей старше определенного возраста. Сейчас тех, кому 55–60 лет, уже ведут терапевты, кардиологи, чтобы предотвратить сердечно-сосудистые проблемы, инсульты, инфаркты, ишемии. У них мониторят как минимум холестерин и, если он высокий, назначают блокирующие синтез холестерина препараты. Контролируется артериальное давление пациентов, и уже при ранних симптомах гипертонии прописываются препараты, регулирующие давление. Людям постарше начинают давать тромболитические препараты, которые также предотвращают возможность сердечно-сосудистых заболеваний. Глядя на то, как направление развивается, можно предположить, что скоро от инсульта и инфаркта будут умирать лишь те, кто просто не ходит к врачу и избегает фармацевтических препаратов.
Так что люди будут жить все дольше.
